Оранжевые «комбинашки»: без каких машин не могут обойтись российские коммунальщики

Географическое положение России уникально: когда коммунальные службы одного региона по нескольку раз в день поливают проезжую часть улично-дорожной сети водой, спасая аэрацией от солнечного перегрева плавящийся асфальт, в других регионах такие же машины орошают дорогу жидкими противогололедными реагентами, ограждая водителей и пешеходов от беды. Температурные разночтения прошлого и текущего годов это доказали. Пока в нынешнем августе коммунальные службы Москвы охлаждали улицы, не помышляя о монтаже зимних навесок и надстроек, в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутии) и других северных регионах муниципальные автопарки коммунальных, дорожных предприятий уже завершали ремонт техники, полным ходом монтировали зимний рабочий инструментарий, готовясь получать паспорта готовности к зиме.

Самая большая популяция КДМ с маркировкой «Меркатор Холдинг» — в Москве и столичной области.

Правда, общего у всех регионов много. Во-первых, это большой удельный вес отечественных комбинированных дорожных машин (КДМ). Во-вторых, даже с переходом на летние навески и надстройки автохозяйства берутся не столько за консервацию зимнего оборудования, сколько за его ремонт, профилактику и подготовку к работе в новом сезоне. На таком этапе сроки подготовки зимнего инвентаря у регионов тоже разные, особенно сжатые они в предприятиях северного базирования, которые позже всех из зимы выходят и раньше всех в нее входят. Впрочем, там мало времени и для демонтажно-монтажных операций оборудования зима/лето, и наоборот, поскольку это не сезонный лаповый погрузчик снега, а КДМ круглогодичного применения.

Стильный ЗиЛ-43276Т 4х2 с шильдиком 2016 года выпуска и стиляга ЗиЛ-432932 4х2 со штемпелем 2012 года выпуска.

Если оценивать возможности комбинированных дорожных машин, то этим операционистам только и поспевай менять навесное оборудование и кузовные модули надстроек — все время в работе. Получается «швец и жнец» в одном лице. Разве что на трубе не играет. Но в дорожном строительстве или сервисном обслуживании улично-дорожной сети это уже ни к чему. Там главное, чтобы техника не простаивала. И в этом «конек» машин такого исполнения.

«Меркатор Холдинг» летом осуществил первый выпуск КДМ на шасси МАЗ-6501 и МАЗ-5540.

Перечень российских производителей КДМ для всесезонного содержания дорог и улиц сегодня богат. В числе самых маститых брендов можно назвать «Меркатор Холдинг», Курганский завод дорожных машин «Дормаш», Арзамасский и Мценский заводы коммунального машиностроения, Кемеровский опытный ремонтно-механический, Ряжский авторемонтный и Тосненский механический заводы, предприятие «Смоленские машины».

Комбинированная машина у миасского «Завода СпецАгрегат» на шасси «Урал Next 6х4» получилась красивой, мощной и функциональной.

Засветился не так давно и миасский «Завод СпецАгрегат», предложивший рынку «комбинашку» на шасси «Урал Next» с колесной формулой 6х4. Это шасси можно видеть с разными надстройками и навесками, но в исполнении всесезонной комбинированной дорожной машины — редко. У предприятия по ней портфель еще не очень большой, но перспектива солидная.

И хотя в основе работы упомянутых выше предприятий четко прослеживается одна конструкторская школа, все-таки у каждого из них есть свое ноу-хау, кто-то в чем-то выделяется, а в чем-то уступает. Правда, такое различие некритично, на сбыте техники существенно не сказывается, поскольку все работают в одной размерной группе и ценовом диапазоне.

ИСЧЕЗНУВШИЕ, НО НЕ ЗАБЫТЫЕ

В РФ чаще всего под комбинированные дорожные машины хозяйственники заказывают отечественные КАМАЗы и белорусские МАЗы. Ранее популярные шасси автомобилей ЗиЛ разных моделей и украинский КрАЗ практически ушли в небытие по понятным причинам. Если на исчезнувшую кременчугскую технику рынок среагировал безболезненно, практически «никто не заметил потери бойца», так как в этой размерной группе сразу нашлись охочие продвигать свои КДМ, то занимавшему промежуточную нишу между советскими среднеразмерными машинами московскому ЗиЛу достойной альтернативы до сих пор нет.

Из Арзамаса в Хабаровск «комбинашки» прошли своим ходом, не вызвав нареканий у водителей ни по ходовой, ни по моторам. Правда, кондиционер в летний зной был бы в кабине не лишним.

Впрочем, попытка была: предприятие «Полимикс», обосновавшееся на остатках Смоленского автоагрегатного завода АМО ЗИЛ им. В. П. Отрохова, в 2016‑м показало на чудом сохранившемся оригинальном шасси ЗиЛ-43276Т с маркировкой ООО «ЗИЛ» новенькую дорожную машину. Напомним, с 2014‑го по 2015‑й, когда от АМО ЗИЛ оставался небольшой цех временного хранения оборудования и круглая печать у директора упомянутого выше ООО, в Москве было изготовлено где-то две сотни шасси из выкупленных старых запасов и заделов. Одно из них оказалось в Смоленске.

Машина получилась стильной по ходовой, добротной по надстройке и навеске. Одна только кабина чего стоила, радуя глаз своими обтекаемыми формами. Капот и подкрылки изготовлены из пластика, которые лучше поглощают шум, не подвергаются коррозии и являются долговечными, что немаловажно.

В моторную нишу втиснули белорусский дизельный 136‑сильный мотор Д-245, к исполнению которого у потребителя нареканий нет по сей день, поскольку Минск очень плотно работает с компанией Bosch и ее комплектующими.

Даже корейцы подключились к проекту, предложив поставку своих 150‑сильных дизельных агрегатов с предварительной подгонкой их под моторную нишу ЗиЛ-43276Т по креплению, вентиляции и охлаждению, адаптацией со сцеплением и КП. И цену не заламывали, рассчитывая на долгосрочное сотрудничество. Однако стильная и вполне современная дорожная «комбинашка» с тремя видами зимних рабочих органов (фронтальный снежный плуг с регулируемым углом атаки, цилиндрическая щетка среднего расположения, кормовой пескоразбрасыватель) так и не пошла в серийное производство.

Правда, в самой столице, как и по всей России и бывшим республикам Союза, бережно сохраняемых «лихачевских» машин еще уймище. Согласно данным «Автостата», только российский парк грузовых автомобилей по состоянию на 1 января 2020 года насчитывал 495,6 тыс. ЗиЛов, заняв в рейтинговой строчке после техники КАМАЗ и ГАЗ третью позицию.

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

К предстоящему зимнему сезону ни отечественное, ни зарубежное машиностроение ничего революционного в группе комбинированных дорожных машин не предложило, ограничившись совершенствованием уже имеющихся моделей или, в лучшем случае, их глубокой модернизацией — надстройки и навески оказались в застое. А вот группа базовых шасси под КДМ в последнее время заметно расширилась. К примеру, компания «Меркатор Холдинг» дала сразу несколько информационных поводов со словом «впервые».

Пусть и маленькое, но все-таки достижение видится в том, что предприятие осуществило выпуск первой КДМ на шасси МАЗ. Так машиностроители ответили на запрос рынка и клиентов, предпочитающих работать с белорусским шасси. Пришлось адаптировать все навесное оборудование производства «Меркатор» под востребованные модели МАЗ-6501 и МАЗ-5540.

Еще один инфоповод коснулся шасси КАМАЗ. Летом завод построил комбинированную дорожную машину на шасси КАМАЗ-6580: эта модель только в июле сошла с конвейера автогиганта и сразу же попала на спецоснастку к «меркаторцам». Уникальность новичка — в повышенном комфорте кабины, удобной эргономике поста управления, что уменьшает сменную утомляемость водителя. К постулатам привлекательности можно также отнести и двигатель с увеличенным моторесурсом. Это вполне понятно, поскольку кабина и движок позаимствованы у Mercedes-Benz Actros. А вот система управления «Эрготрон» здесь эксклюзивная.

К слову, еще одна собственная разработка с примером глубокой модернизации коснулась системы управления «Бузина». Она предназначена для управления всеми видами навесного оборудования производства завода «Меркатор». В основе продукта лежит эргономичный джойстик для упрощения процесса управления и интуитивно понятным пультом с цветным экраном диагональю 7 дюймов.

Арзамас тоже подсуетился и еще в мае вывел на рынок КДМ Ко-829Б1 с обновленной версией передней высоконапорной рейки, кормовой аэродромной рейкой с полностью съемными боковыми элементами, а также поливомоечными емкостями воды/растворов в виде пластиковых резервуаров или металлического бака суммарным объемом 12 м3. Такая всесезонная «комбинашка» является ответом регионам на потребности в технике для дезинфекции улично-дорожной среды. Машина с задней рейкой и дополнительными элементами системы подачи и разлива растворов обеспечивает за один проход операционную ширину обработки поверхности до 20 м.

Редакция «Автопарка» поинтересовалась спросом на эту модель. И хотя информация по Ко-829Б1 от производителя на момент написания обзора не пришла, крайнюю поставку нам все же удалось отследить: 22 августа сразу четыре таких машины пришли в Хабаровск, пополнив спецавтопарк МУП «Южное». Самое крупное предприятие по благоустройству краевой столицы насчитывает 118 машин разного исполнения, обслуживают ее Центральный и Индустриальный районы.

Алексей Черепанов,
бренд-директор компании «Меркатор Холдинг»

Потребитель нынче требовательный, выбирает скрупулезно. Наибольшим спросом у клиентов пользуются КДМ на базе самосвала: такая конструкция позволяет устанавливать навесное оборудование и в случае необходимости использовать технику для перевозки сыпучих грузов. Самое популярное шасси под навески и надстройки, конечно, отечественное, импортная колесная база в портфеле заказов занимает не более 10 %. В среднем, у нас заказывают 70‑80 % техники для уборки магистральных трасс и только 20‑30 % техники для уборки городских территорий. Москва и Московская область являются одним из самых крупных заказчиков техники для содержания и обслуживания дорог. Впрочем, наши машины работают по всей России, от Камчатки до Калининграда. Были поставки в Норильск и Тикси (Якутия). Отгружали даже на островные территории в Северном Ледовитом океане. Технику туда доставляли морем из Архангельска. Безусловно, изоляция из-за COVID-19 сказалась на производстве. Практически все производители КДМ и другой снегоуборочной техники наблюдают некий отложенный спрос. Но зиму-то никто не отменял, так или иначе, техника для содержания дорог нужна. Вопрос, возобновится ли прежний спрос в этом сезоне или придется ждать до следующего, пока остается открытым.

Евгений Тихонов,
главный механик МУП «Южное», Хабаровск

Три комбинированных машины восемь суток добирались до Хабаровска своим ходом из города Арзамаса, преодолев по дороге «Амур» почти восемь тысяч км. Для техники и оборудования это была хорошая проверка на прочность. Автомобили, как и вся операционная атрибутика, прошли этот тест-драйв на «отлично». Четвертая машина прибыла на железнодорожной платформе. Мы знали, что выбираем: все КАМАЗы полностью соответствуют нормативам самого современного экологического стандарта Евро-5. И вообще, эти машины имеют достойную репутацию. Они одинаково хорошо справляются со своими задачами, как в лютую стужу, так и в летний зной. В зимний период машины работают с удвоенной, а иногда и утроенной нагрузкой, в круглосуточном режиме в агрессивной среде — соль и реагенты не способствуют сохранности техники, поэтому ее износ достаточно большой. Здесь регулируемый по углу наклона снежный плуг, которым при необходимости можно выполнять и земляные планировочные работы, регулируемая дозировка сухих и жидких реагентов. Для уборки дорог — самое то.

Сообщение Оранжевые «комбинашки»: без каких машин не могут обойтись российские коммунальщики появились сначала на 5 колесо.

ProАВТО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.