Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

Остекление салона тонируется обычно по двум причинам, чтобы избежать избыточного проникновения солнечных лучей, а также скрыть внутреннее пространство от чужих глаз. Но одно дело, когда в этом есть реальная потребность, а совсем другое если с обзорностью по причине погоды или тёмного времени суток и так всё плохо, а оперативно изменить степень прозрачности непросто.

Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

Что такое электротонировка

Выход имеется, и состоит он в установке смарт-стекла, которое изменяет свою прозрачность (светопропускание) под воздействием электрического поля.

Способ далеко не новый, так работают все жидкокристаллические (ЖК) экраны телевизоров, дисплеев и гаджетов. Осталось приспособить одну из технологий к автомобильному стеклу, что и было сделано. Причём технически разными способами.

Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

Принцип работы

Светопропускание может изменяться как на уровне материала, из которого создано изделие, так и при пространственной ориентации отдельных частиц. Сами они при этом своей прозрачности не меняют.

В любом случае эффект примерно одинаков. Стекло может пропускать свет, рассеивать его, отражать или поглощать. Воспринимается это именно как смена прозрачности, то есть управляемая тонировка.

В жидких кристаллах присутствует так называемая анизотропия свойств. Это означает, что в зависимости от пространственной ориентации молекул, вещество по-разному пропускает свет.

По теме: Как и чем снять старую тонировку со стекла в машине

В исходном состоянии молекулы ориентированы произвольно и хаотично, видимые лучи через такое вещество практически не проходят. Но если поместить ЖК в электрическое поле, то возникает эффект поляризации.

Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

Молекулы выстраиваются вдоль силовых линий поля, структура становится упорядоченной, светопропускание значительно улучшается. Если всё организовано правильно, напряжение подобрано, и электрическое поле обладает нужной интенсивностью, то можно получить прозрачность плёнки, сравнимую с обычным стеклом.

Тот же эффект можно организовать, если ориентировать вдоль поля не отдельные молекулы, а макроскопические частицы вещества. Например, взвесь кристаллов в среде жидкого полимерного наполнителя.

К иному принципу относятся эффекты, связанные с изменением прозрачности фоточувствительных веществ на химическом уровне. Такие способности называются электрохромными, подобные соединения существуют и применяются для регулировки затемнения.

Виды регулируемой тонировки

Конкретная технологическая реализация определяется наличием у изготовителя собственных патентов на электрооптические эффекты и глубиной проработки в данном направлении.

Соответственно, формируются рыночные обозначения того или иного продукта, под которыми они продаются или устанавливаются на автомобили при производстве.

SPD-технология

В смарт-стёклах SPD используется принцип работы взвеси частиц продолговатой формы в жидкости. Если питающее напряжение не подаётся, частицы располагаются произвольно, под разными углами к проходящему потоку света, поэтому из-за их большого количества стекло выглядит непрозрачным.

Но если подать напряжение, а оно в этой системе постоянное и находится на уровне питающей автомобильной бортовой сети, то частицы организуются, выстраиваются в одном направлении и перестают препятствовать прохождению света.

Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

Обычно подобные плёнки встраиваются между двумя стёклами, как это принято при триплексной технологии в автомобилях. Но возможна, и наклейка плёнки на уже имеющееся стекло, что, правда, не получится выполнить владельцу автомобиля своими силами. Реакция на появление напряжения быстрая, возможна электрическая регулировка степени затемнения.

Монохромная PDLC технология

В подобных тонировках применены микроскопические капли жидких кристаллов, расположенные в полимере, на котором нанесены токопроводящие прозрачные плёнки.

Как и в предыдущем случае, без подачи напряжение стекло непрозрачно из-за отсутствия однозначности ориентации молекул ЖК в каплях. Но стоит подать напряжение, а в данной технологии оно используется переменное, достаточно высокое, около сотни вольт, как кристаллы начинают проводить свет.

Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

Подобные плёнки отличаются повышенным энергопотреблением и необходимостью в дополнительных преобразователях (инверторах), производящими 100 Вольт переменного тока из автомобильной сети 12 Вольт постоянного. Регулирование уровня затемнённости также возможно.

Данная технология отличается относительной дешевизной, но и недостатками тоже:

  • затруднения с трехмерной кривизной стекла;
  • полная тонировка в отключенном состоянии;
  • недопустимый для передней полусферы уровень светопропускания при полном просветлении;
  • малый срок службы;
  • опасное напряжение питания;
  • боится ультрафиолета.
  • Даже при максимальной прозрачности стекло выглядит как замутнённое.

    Тонировка двойным стеклом

    Простейший способ оперативного управления тонировкой состоит в установке двух стёкол, одного обычного и прозрачного, второго затемнённого.

    Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

    В зависимости от того, поднято ли под управлением клавиш электростеклоподъёмника второе, тонированное, меняется уровень освещённости в салоне.

    В принципе, это также можно назвать электротонировкой, но стоит такое решение на порядок дешевле и не требует использования сложных электрохимических технологий.

    Электро-тонировка On Glass

    Стёкла On Glass изготавливаются под конкретные модели автомобилей, что обеспечивает точное соответствие по геометрическим размерам. Допустима трехмерная кривизна поверхности.

    Они проверены и сертифицированы, обладают низким остаточным уровнем затонированности, то есть полностью укладываются в законные нормы. Сама же возможность установок электротонировки правилами не ограничивается.

    Это интересно: Почему ремень безопасности не вытягивается и как его отремонтировать

    Регулировать светопропускание можно вручную от 82 до 5 процентов. Скорость реакции на затемнение составляет примерно полторы минуты. При заказе можно определиться с желаемым цветовым оттенком.

    Важная особенность – переход к максимальной прозрачности при нарушениях питания. Напряжения, подводимые к стеклу низкие и безопасны для человека.

    Тонировка Vario Plus Sky

    Стёкла по этой технологии выполняются многослойными, что даёт высокую прочность, но и повышает массу стекла. Управлять можно с брелока.

    Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

    Цена самая высокая, при этом сертификацию стёкла не пройдут из-за пониженного светопропускания в самом прозрачном режиме. Цветовой оттенок синий, глянцевый. Стёкла замутнённые и питаются от преобразователя с высоким опасным напряжением. Лобовые не изготавливаются.

    Электрохромная пленка

    Недостаток электрохромных плёнок – долгое время реакции на управляющее воздействие. К тому же в процессе затемнения меняется равномерность распределения прозрачности и пропускание по разным участкам видимого спектра, что вызывает цветовые эффекты.

    Умная тонировка стекла с регулируемым затемнением: плюсы и минусы

    Но возможно появление более перспективных материалов, работающих точнее, быстрее и в более широком диапазоне.

    Обслуживание стёкол

    Поскольку активная зона расположена между слоями обычного стекла, то она не требует какого-то особенного обслуживания и ухода.

    Исключение составляют наносимые плёночные покрытия, которые очень чувствительна к использованию растворителей при мойке стёкол, а также механическим повреждениям. При поддержании их в чистоте следует соблюдать осторожность, в том числе и с подводящей проводкой.

    Плюсы и минусы

    Главным плюсом электротонировки является возможность обеспечения прозрачности, когда затемнение практически не требуется. Но, как видно, не все материалы и способы это позволяют.

    Если для задней части автомобиля это не так важно, то в передней полусфере выбор сертифицированного комплекта сильно ограничен.

    При всех достоинствах самых лучших систем, полную прозрачность не обеспечивает ни одна. Это стоит учитывать, поскольку при попадании в условия ограниченной видимости важен каждый процент обзора.

    К минусам также относится высокая цена качественного товара. Стоимость комплекта составляет порядка 300 тысяч рублей, а более дешёвые изделия не обеспечивают безопасность и требования законодательства.

    К тому же внезапные поломки по питанию сделают остекление полностью непрозрачным в самый неподходящий момент.

    Источник

    ProАВТО
    Яндекс.Метрика