
Знаменитая фотография с испытаний — с Луня стартует противокорабельная ракета Москит
Когда через невысокую дверку заходишь внутрь, то понимаешь, что, несмотря на крылья и общую форму, это все же морское транспортное средство. Длинный коридор с различными отсеками по бокам напоминает небольшую дизельную подлодку. Все оборудование в целости, через весь корпус тянутся жгуты проводов толщиной с корабельную сосну. Наверху два огневых отсека, есть и пара кают — всего экипаж Луня состоял из десяти человек. А кабина пилотов абсолютно авиационная. Штурвал, педали, ручки силовой установки и самолетная обзорность. Через небольшие окошки разглядеть, что происходит спереди, практически невозможно, а ведь Лунь развивал скорость до 500 км/ч! Поначалу конструкторы не могли решить, кто должен им управлять — морские капитаны или летчики. В итоге остановились на авиаторах. Правда, встать на боевое дежурство экраноплан не успел — остался в истории вместе со страной, которая могла создавать подобные шедевры. В начале двухтысячных рассматривался вариант использования его в качестве спасательного транспорта, но все, что есть сейчас, — это замерший на прибрежном песке гигант, который больше никогда не помчит над морской поверхностью.
Самый впечатляющий вид на экраноплан Лунь — со стабилизаторов. Залезть сюда можно по ступенькам внутри киля
Будете в Дагестане — не проезжайте мимо. Но, конечно, главное здесь — это горы и горцы. И Duster прекрасно подходит для знакомства с регионом. Причем не только с этим. Я и в прошлый раз подумывал о том, чтобы заменить свой дизельный Mitsubishi Pajero третьего поколения таким кроссовером. Но все же размер салона и багажника мне не подходят. В этом смысле машина нового поколения ничего не изменила. Сзади здесь по-прежнему тесновато, а багажник невелик. Но если вы катаетесь вдвоем и налегке, то рекомендую. От Дербента налево в горы через Кубачи на Гуниб, затем Гамсутль, Хунзах и, конечно, Ботлих. Обязательно купите в селе горный мед — его вкус не сравнится с привычным равнинным. Хинкал советовать не возьмусь: блюдо не для всех, к тому же каждая народность (а их в Дагестане свыше тридцати) готовит его по-своему. А гостеприимство у всех одно.
— Запомните мой дом, меня, возможно, здесь не будет, но дом будет всегда, и вас в нем ждут.
— Едете в Гуниб? Я сейчас домой позвоню, зайдите на чай.
— Как уезжаете? Нет, никакой гостиницы, поедем ко мне, завтра покажу, откуда надо смотреть рассвет, тут такие места.
Все это реальные диалоги с местными жителями, которые у меня случались за время поездок. Иногда бывает сложно просто проехать через село, чтобы не зайти к кому-то на чай. Само собой, для этого надо ездить не по федеральной трассе. И тут ты начинаешь понимать, что такое хорошая подвеска. Вот у бензинового Дастера она именно такая. Упругая, энергоемкая, но не тряская. Мы не стравливали шины, однако даже по каменистым серпантинам ехали с приличной скоростью и уровнем комфорта. Иногда стойки постукивают на отбой, но в целом подвеска и салон держатся молчком. Акустическая картина вообще стала благороднее, ведь лобовое стекло наклонено сильнее. И все же именно аэродинамические шумы будут вашими главными раздражителями после 100 км/ч. Если сравнивать этот Duster с предыдущим по нашим экспертным баллам, то за акустику и плавность хода я бы добавил ему по пять баллов.
Галогеновые фары слабоваты, особенно дальний свет
А вот у дизельной версии эти пять баллов пришлось бы отнять. Раньше именно такой кроссовер я советовал знакомым. Моторчик хоть и ворчливый, но довольно тяговитый и почти ничего не ест. Однако у нового кроссовера он совсем не так хорош, как прежде. Во-первых, шумов и вибраций в новом кузове словно стало больше. Особенно бросается в глаза на фоне молчаливого на холостых бензинового двигателя. Во-вторых, тяга. Где тяга? До-о-олгие 13,3 с до «сотни», значительно хуже эластичность на четвертой и сравнимая на пятой. Но только потому, что две верхние передачи у дизеля заметно короче. В итоге уже на 110 км/ч мотор тарахтит на довольно высоких оборотах и ехать быстрее не хочется. Обгоны нужно просчитывать, и в целом удовольствия особенного не получаешь. И самое главное — передние пружины и амортизаторы у дизеля свои, и они гораздо жестче. Плавность хода этой версии мне совсем не понравилась: постоянная тряска, тычки. Устаешь даже на асфальте — не хотел бы я скакать по горам на таком Дастере, верните мне бензиновый.
При очном сравнении новые задние фонари не так хорошо заметны, как на рестайлинговом Дастере прошлого поколения. И пачкаются сильнее
И на бездорожье тоже. Ведь легкий кроссовер без понижайки лучше всего берет препятствия ходом, и тут бензиновый мотор снова выигрывает — он просто позволяет на одной передаче раскрутить колеса сильнее. Это было хорошо заметно, когда мы штурмовали скользкий подъем. Бензиновые машины залетали туда гораздо легче дизельных. В общем, ни одного аргумента за любимый мной прежде двигатель я так и не нашел. Если только ресурс. Уже известны случаи пробегов свыше 400 тысяч километров без ремонта, а малолитражный турбомотор пока таких результатов не показал. Будем наблюдать.
Осталась у Дастера и пара фирменных минусов. Он по-прежнему грязнуля. Хоть я и предполагал, что широкие брызговики сделают эту проблему не такой острой, но она есть — пороги всегда под слоем грязи. А вот под капотом стало лучше. Во всяком случае, после почти тысячи километров по пыли и лужам моторный отсек выглядит прилично — убедитесь на фото.
А самая серьезная проблема — это свет фар. С одной стороны, конечно, неплохо, что они остались галогеновыми, это упрощает эксплуатацию и не так дорого при ремонте. Но если ближний еще неплох и явно лучше, чем был раньше, то дальнего словно и нет. Хорошо, что внезапная гонка с местной Приорой случилась днем при ярком солнце. Мне кажется, это и было главным испытанием для Дастера. Удержаться за национальным автомобилем Дагестана, водитель которого выжимает все. Причем в его мастерстве у меня не осталось никаких сомнений после того, как он не только успевал обруливать все промоины и впадины на коротких прямиках, но и спокойно контролировал машину после неожиданных подбросов и скольжений в поворотах. Подвеска Дастера позволяла ехать куда прямолинейнее и почти ничего не объезжать. Кстати, хозяйке на заметку: при одновременном разгоне в пол с 50 км/ч Приора со 124-м мотором немного отрывается. Думаю, эта «гонка» добавила немало очков Дастеру среди местных водителей. По крайней мере, во время короткой остановки на берегу красивейшего Ирганайского водохранилища с ярко-изумрудной водой водитель Приоры с интересом спросил о двигателе Renault. И помчал дальше. А я не стал.
Потому что гнать через Дагестан абсолютно бессмысленно. Тут надо ехать вдумчиво и часто останавливаться, не ограничиваясь обязательным Сулакским каньоном и барханом Сарыкум, где снимали фильм «Белое солнце пустыни». А можно не ограничиваться Дагестаном и рвануть, например, в Северную Осетию, где Кавказские горы совсем другие. Главное, что Duster по-прежнему тянет на авантюры. Это очень подходящий автомобиль для того, чтобы посмотреть страну. К тому же теперь за это он не просит расплачиваться затекшими ногами или болями в спине.
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Renault Duster TCe 150 | Renault Duster 1.5 dCi |
Размеры, мм | ||
длина | 4341 | 4341 |
ширина | 1804 | 1804 |
высота | 1682 | 1682 |
колесная база | 2676 | 2676 |
колея перед/зад | 1557/1563 | 1557/1563 |
дорожный просвет | 210 | 210 |
Объем багажника, л | 428—1720* | 428—1720* |
Снаряженная масса, кг | 1377 (1408)** | 1406 |
Полная масса, кг | 1927 (1958) | 1956 |
Двигатель | бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском | дизельный, с турбонаддувом и аккумуляторным впрыском |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, см³ | 1332 | 1461 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 72,2/81,4 | 76,0/80,5 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 150/110/5250 | 109/80/4000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 250/1700 | 240/1750 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (клиноременный вариатор) | механическая, 6-ступенчатая |
Привод | полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес | полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес |
Передняя подвеска | независимая, пружинная McPherson | независимая, пружинная McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Шины | 215/65 R16 или 215/60 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 194 (185) | 167 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 10,7 (10,4) | 13,3 |
Расход топлива, л/100 км | ||
городской цикл | 8,1 (9,3) | 5,6 |
загородный цикл | 5,9 (6,0) | 5,2 |
смешанный цикл | 6,7 (7,2) | 5,3 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 |
Топливо | бензин АИ-92—95 | дизельное |
* Со сложенными задними сиденьями | ||
** В скобках — данные для версии с вариатором |