Помнится, ребёнком я ловил с этих автобусов особый прикол, и старательно затаскивал родителей в редко ходившие ЛиАЗы вместо расплодившихся коммерческих РАФов — и ещё тогда в память врезалось, что трёх-четырёхлетние 677-е мало отличались состоянием от машин, которые были значительно старше. Даже в моём детстве «Луноходы», вне зависимости от их возраста, были одинаково пожёванными, перелатанными и дребезжащими. — Окраска автобусов. Покраска микроавтобусов
Но на днях мне удалось невозможное: мы встретились с практически новым 677-м, дожившим в первозданном виде до 2018 года
Окрас, естественно, заводской. Из минусов — когда машина начала немного ржаветь, в гараже её обдали серой краской по ватерлинии (причём похоже, что прямо по пыли и грязи). С завода бампер был красным, а юбка до молдингов — белой.
Автобус 1990 года выпуска куплен моим старым другом на родине Владимира Ильича — в городе Ульяновске. Там он служил на местной телестудии, в гараже ГТРК «Волга», и был не пассажирской машиной, а вспомогательным автобусом к передвижной телестанции «Магнолия». Такие машины первоначально строились в кузовах спецфургонов ЛиАЗ-5932, а с начала восьмидесятых — в специальных финских кузовах Ajokki на шасси КАМАЗ-53213.
Поздний КАМАЗ-Ajokki из гаража ТТЦ Останкино. Кронштадт, 2017
Новые 677-е в телевизионные спецмашины переоборудовал телезавод в литовском Шяуляе. За свою 28-летнюю биографию этот автобус съездил в Литву дважды: из Ликина-Дулёва новым, и немного позже — из Ульяновска, на некий ремонт. Это были две его дальних поездки за всю жизнь.
В штатной эксплуатации эта машина не покидала пределов Ульяновска, изредка сопровождая КАМАЗ-Ajokki — что и обусловило смешной для автобуса пробег. А примерно с 2008 года автобус окончательно встал на прикол в тёплом, отапливаемом боксе гаража телестудии: Ajokki продали, а задачу сопровождения телеэфиров стал решать компактный ГАЗовский «Соболь».
Трал везёт ЛиАЗ из Ульяновска. Посередине борта виден лючок, под которым скрываются разъёмы для подключения оборудования
Основная задача вспомогательного автобуса к передвижной телестанции — перевозка кабеля, штативов, микрофонов, камер и другого оборудования, не уместившегося в основном спецфургоне. Также в спецавтобусе оборудовано 8 пассажирских мест для персонала, а шкафы позволяют перевозить документацию на всё оборудование с собой.
На крышу телевизионного ЛиАЗа ведёт лестница, а сверху — оборудована ровная платформа
На всех окнах без форточек сохранены рукоятки аварийного выхода вместе с заводскими пломбами — те, что »Выдерни шнур, выдави стекло»
О хорошем: виден уплотнитель лобового стекла с кантом, то есть его не меняли. О плохом: видно больное место 677-х — видимо, здесь их выравнивали шпатлёвкой. В ряде подобных мест кузов »Лунохода» с завода сделан… недоброкачественно.
Кабина водителя автобуса — это его второй дом. Но редкий 677-й мог похвастать кабиной, сохранённой в сколь-нибудь приличном виде. Как правило, спидометр достаточно быстро умирал своей смертью, а стёкла контрольных ламп разбивали неаккуратные водители.
На этой машине всё «как надо»: кабина сохранена в образцовом состоянии. Даже водительское сиденье накрыто чехлом, а обивка под ним — не только не повреждена, но и идеально чиста
Заметно отсутствие ТГУ — транспортного громкоговорящего устройства. На его месте — заводская заглушка.
Главное — на одометре!
Салон телевизионного ЛиАЗа разделён тремя деревянными перегородками: одна, с проходом, отделяет «кают-компанию» с двумя трёхместными диванами, а другая — сплошная — делит салон на две несвязанных половины. Переместиться из одной половины салона в другую можно только через улицу.
За спиной водителя — не один, как в обычной пассажирской машине, а два трёхместных дивана, стоящих боком
Стандартный трёхместный диван над правой колёсной аркой
На перегородке — постер из газеты »Не дай Бог!» от 1996 года — злобной агитации перед выборами Ельцин vs. Зюганов
Московские власти очень гордятся появлением USB-зарядок в новых автобусах и трамваях Мосгортранса. ЛиАЗ-677 передаёт им привет из 1990 года — здесь можно не только трубку зарядить
Все таблички сохранились в девственном виде. В линейных машинах они либо выгорали, либо портились несознательными пассажирами
Кран аварийного открытия дверей на перегородке кабины дублирует тот, что находится под левой рукой водителя. На этой машине на нём сохранилась даже заводская пломба!
Слева от передней двери — ещё один двухместный диван, стоящий боком, и шкаф с электрооборудованием
Вторая половина салона, доступная через заднюю дверь — со стеллажами под кабель. Стол на полу, как и часть мебели — самодельные.
На задней площадке — ни разу не устанавливавшаяся на машину запаска, естественно, ещё советского производства. Резина на самом автобусе — тоже с 1990 года
На полке в салоне нашлись отлично сохранившиеся колпаки — машина с ними практически не ездила
Как правило, списанные с телестудий ЛиАЗы доставались небогатым автопредприятиям, где их превращали в пассажирские автобусы, и возили пассажиров до победного конца. Последняя такая переделанная машина, известная широкой публике, была выведена из эксплуатации автопредприятием города Бора, что в Нижегородской области. В своё время один хороший человек выкупил спецавтобус на телестудии Астрахани, переоборудовал его на Борском АРЗ в пассажирский, и продал борскому автопредприятию.
Середина бампера снята для того, чтобы не повредить её при погрузке/разгрузке на трал. Мы не теряем надежды на то, что серую краску удастся смыть хотя бы с дверей
Решение владельца этой машины — твёрдое и однозначное: машину планируется сохранить именно такой, как она есть сейчас, без попыток переделки в пассажирский автобус. В планах — лишь привести его в достойное техническое состояние, пошатнувшееся за долгие годы простоя. Ведь такая продукция — штучная, а до наших дней дожили лишь мрачного вида некомплектные собратья этой машины, пережившие немало невзгод.
А в завершение — бонус: две минуты «звука бутылок» в исполнении этого ЛиАЗа в HD.