Тесты единственным инструментом контроля, они позволяют определять степень и уровень усвоения понятий, тем, разделов, а не просто констатацию наличия некоторой суммы знаний. Учащиеся оказываются в равных условиях и имеют одинаковые возможности показать свои достижения, что снижает их нервную нагрузку и в период подготовки, и во время самого контроля. Однако тесты не могут дать ответы на все «почему». Для проверяющего остается скрытым анализ способов решения задач и мыслительных операций контролируемого. Не все учебные элементы можно протестировать, а возможность угадывания правильного ответа снижает объективность оценки. Не предоставляются возможности для развития устной и письменной речи. Однако эти «минусы» можно подкорректировать, применяя и традиционный контроль. Кстати, тесты кто ты из вы можете пройти на страницах нашего специализированного сайта.
Прежде чем применять тесты на уроках, мы определяем цель изучения темы и конкретного урока, устанавливаем, в каком объеме учащиеся должны усвоить данный учебный материал. Намечаем сроки проведения, подбираем задания и разрабатываем варианты ответов, предполагающие порой некоторую правдоподобность, а порой и прямое противоречие с истиной, чтобы как можно меньше было угадываний. Стараются включать тесты двух уровней: 1 — только узнавать и различать, что к чему; 2 — уметь выполнять задания, давать определения, приводить доказательства, то есть действовать в стандартной ситуации. Можем отметить, что использование готовых тестов разных авторов помогает в подготовке оригинальных тестовых заданий, но в полном объеме их используют редко, поэтому они предназначены прежде всего для проведения итогового контроля, наши же собственные тесты позволяют проводить текущую проверку знаний, умений и навыков учащихся.
Тест (в переводе с английского языка — проба, испытание, исследование) состоит из двух частей:
— задачи (вопросы, суждения);
— эталон (правильный ответ).
Сравнивая Эталон С ответом ученика, можно объективно судить об усвоении учебного материала. Тест без эталона превращается в обычное контрольное задание.
Тест-это система заданий возрастающей сложности, построенная в определенной форме, позволяющая выявить уровень знаний, умений и навыков, видеть достижения каждого ученика на разных этапах учебной деятельности.
Тесты классифицируются в зависимости от их направленности в следующие группы:
— Тесты способностей. По результатам, полученным при их проведении можно судить об общих предпосылках ученика, ориентироваться в задачах и ситуациях;
— Тесты личности. Изучаются реакции обучающего на задания тестов, по которым можно судить об особенностях характера;
— Тесты достижений. Типичными для этой группы являются дидактические тесты, когда на основе результатов выполнения заданий судят об уровне овладения учащимися определенным учебным материалом.
Педагогические тесты можно разделить на две группы: статистические (нормативные) и критериальные, которые не уточняют различия в результате деятельности тестируемых, а показывают, какого уровня они достигли в соответствии с целями обучения.
В данных рекомендациях предлагается методика разработки и примеры критериальных тестов достижений и примеры таких тестов.
Федеральный компонент государственного стандарта содержания профессионального образования фиксирует три уровня усвоения учебного материала, что означает, что не все элементы учебной программы учащиеся должны усвоить на одном и том же уровне. Уровни усвоения учебных элементов необходимо учитывать как в процессе преподавания при выборе методов и методических приемов, так и при разработке любых контрольных заданий. Соответственно для контроля результатов обучения разрабатываются тесты, которые позволяют выявить первый, второй и третий уровни усвоения каждого элемента темы или группы учебных элементов. Для краткости будем называть такие тесты соответственно первого, второго или третьего уровней.
Разрабатывая систему тестовых заданий, прежде всего необходимо определить цель тестирования, в частности:
— к какому виду контроля относится тест (текущий, тематический или итоговый);
— оценка достижений учащихся будет проводиться по отдельным темам, части курса или по всему курсу;
группы учащихся будут тестироваться.
При этом полезно проанализировать учебную программу и каждую ее тему (учебный элемент) для:
— Сопоставление текста программы с квалификационной характеристикой по профессии;
— Выявление структурных связей темы, учебного элемента с другими темами и учебными элементами данного предмета, а также изученными ранее другими предметами и курсами;
— Определения и записи учебных элементов, исходя из важности той или иной темы и выделенного времени на их изучение;
— Отбора содержания материала для заданий тестов в соответствии с государственным стандартом на выбранную профессию.
Далее составляются тестовые задания, и к ним готовятся эталонные ответы.
Обязательным этапом является экспертная проверка тестов и их корректировка по заключению экспертов. Правильный выбор экспертов и четкая формулировка критериев оценки тестов являются залогом успешности доведения тестов до нормированного вида.
Наиболее ответственный этап — экспериментальная проверка батареи тестов, анализ результатов и окончательная корректировка заданий и эталонов ответов.
Как правило, тестовое задание состоит из четырех частей:
1. Инструкция. Содержит указание — где и как делать пометки, записи при выполнении задания (обведите кружком правильный ответ, впишите пропущенное слово, сделайте исчисления и т.д.). Возможно использование одной инструкции для группы однотипных задач.
2. Текст задания. Вопрос, требующий однозначного ответа, утверждение, что требует подтверждения истинности или ложности, задачи, передбачаюче определенное действие (подстановка пропущенного слова, определение соответствия последовательности и т.д.).
3. Варианты ответа. Предусматриваются при выполнении задания, как правило, для тестовых заданий первого уровня.
4. Правильный ответ, эталон. Без эталона задача теряет смысл, становится контрольной задачей.
Качество усвоения знаний и умений учащихся выявляется при выполнении ими соответствующей деятельности.
Первый уровень считается сформированным, если ученик может узнать или узнать предмет, признаки на основе изученного материала.
Второй уровень считается сформированным, если ученик может воспроизвести знания из памяти и применять их в типичных ситуациях, то есть формулировать ответ, решать типичные задачи.
Третий уровень считается сформированным, если ученик может решить «нетипичную задачу» на основе большой практической деятельности по профессии.
Выяснить качественный уровень самих заданий, степень их сложности, важности отобранного для тестов учебного материала, пробелы при изучении любых тем программы.
Для проведения тестирования необходимо:
— подготовить тестовые задания для каждого ученика;
— провести инструктаж по порядку выполнения заданий;
— иметь эталонные ответы для проверки;
— подготовить форму для заполнения результатов тестирования.
Для текущей проверки знаний рекомендуется составлять тематические наборы тестов с общим числом операций 20-30, для итогового контроля желательно, чтобы число операций было не меньше 20.
Тесты, выявляющие 1-й, 2-й и 3-й уровни, должны соответствовать определенным требованиям. Главные из них:
— адекватность (валидность). В тестах достижений должна быть определена содержательная и критериальная валидность. Первая обеспечивается соответствием задачи содержания той информации, которая заключена в учебном материале. Критериальная валидность обеспечивается возможностью выявления того уровня усвоения, который сформирован в учебном процессе;
— соответствие содержания и объема полученной учащимися информации; а также контролируемому уровню усвоения (содержательная и функциональная валидность): тщательная проверка формулировок, терминов, буквенных обозначений, количественных данных, графических построений и т.д. (в соответствии с учебников и учебных пособий, инструкций, Гостов, ТУ, стандартов ЕСКД и др., которыми в процессе обучения пользуются ученики и студенты);
— указание в сопроводительном тексте источника информации, которую использовал разработчик, с точным обозначением страниц, абзацев, номеров рисунков (для проверяющего);
— однозначность задания (задание должно требовать от ученика ответа только на один вопрос и выполнения вполне определенного действия;
— четкость задания (формулировка теста должна четко разъяснять поставленную задачу перед учениками и студентами);
— однозначность восприятия задания (все ученики и студенты должны понимать одинаково задания и при выполнении его действовать в соответствии с заранее составленным эталоном);
— практическая и дидактическая прогностійкість задание (тест должен быть составлен таким образом, чтобы ученики и студенты, которые показали хорошие результаты при контроле усвоения, могли в дальнейшей учебной или производственной деятельности выполнять операции, предусмотренные тестом, а также могли усваивать информацию на более высоком уровне);
— надежность (набор тестов одного варианта по всем объектам контроля должен содержать не менее 30-40 существенных операций):
— по теме должно быть не менее 4 вариантов тестов; все варианты тестов по одной теме должны иметь примерно одинаковое количество существенных операций.
Существенными называют операции, которые отражают усвоение учениками и студентами знаний с теми учебными элементами, которые в данный момент проверяются. «Операция» теста — это одно или несколько взаимосвязанных действий, которые испытуемый должен применить, чтобы выполнить задание.