Для смазки механизмов башенных кранов используют два вида смазочных материалов: жидкие — масла и мазеподібними-консистентные или пластичные, смазки.
К маслам относятся, например, трансмиссионное автотракторне, автотракторне дістіллярное (автол), трансформаторное масло. Эти масла в основном используют для смазки зубчатых зацеплений и подшипников редукторов.
Мазеподібними, или консистентные (пластичные), смазочные материалы применяют для смазывания поверхностей шарниров, болтовых соединений и подшипников механизмов башенных кранов, за исключением редукторов. К мазеподібними смазочных материалов относятся универсальная среднеплавкая смазка — солидол жировой или синтетический, литол, индустриальная канатная нли графитная.
Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям: обладать хорошей смазывающей способностью; НЕ застывать при низких температурах; не вызывать коррозии змащуваних деталей и защищать их; не содержать воды и механических примесей; не предавать физических и химических свойств при работе и длительном хранении. Подробнее о дилерах смазочных материалов в России читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Основные свойства смазочных материалов: вязкость, жирность, водостойкость.
Вязкость (внутреннее трение) — свойство вещества оказывать сопротивление перемещению его частиц под действием внешних сил. Чем выше вязкость, тем плотнее масляная пленка, тем надежнее «она охраняет поверхности от износа, но при этом она имеет большее сопротивление перемещению частиц масла внутри масляного слоя. В технике пользуются единицами условной (относительной) вязкости. Вязкость в условных единицах выражается отношением времени истечения через калиброванное отверстие 200 см3 масла при температуре 50 или 100 ° С ко времени истечения того же количества воды при 20 ° С. Условная вязкость измеряется в градусах Энглер (° Е).
Под динамической (эффективной) вязкостью понимают силу, необходимую для перемещения одного слоя жидкости площадью 1 см2 относительно соседнего, удаленного от него на 1 см со скоростью 1 см /сек. Динамическая вязкость измеряется в пуаз (пз) или сантіпуаз (СПЗ).
Отношение динамической вязкости масла (в сантіпуаз) к его плотности (в г /см3) называется кинематической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в сантистоксах (ест).
Жирность (липкость) — способность масд прилипать к деталям и образовывать на их поверхности прочную и тонкую пленку, которая препятствует непосредственному контакту поверхностей трения. Для определения маслянистости смазочные материалы испытывают на специальных машинах.
Температура застиванія — температура в градусах Цельсия (° С), при которой масло, залитое в пробирку, загустевает настолько, что при наклоне пробирки на 45 ° уровень масла остается неподвижным в течение 1 мин. Температура застывания характеризует нижний температурный предел применения смазки.
Температура каплепадения — температура, при которой происходит падение первой капли смазки при ее нагревании Бы специальном приборе. Температура каплепадения смазки характеризует верхний температурный предел ее применения.
Температура вспышки — самая низкая температура, при которой возможно воспламенение смеси масла с воздухом.
Водостойкость — свойство материала не разрушаться при соприкосновении с водой. Неводостойкая смазку при погружении в воду растворяется в ней через 10-15 минут.
Механические примеси — наличие в смазывающему материале посторонних нерастворимых включений. Количество примеси определяют взвешиванием. Примеси ухудшают смазывающие свойства материала, могут привести к задира и повышенного износа.
При выборе типа смазки учитывают условия работы змащуваного узла и свойства применяемой смазки. Так, при высоких скоростях вращения применяют менее вязкие масла. Летом и при высоком давлении пар трущихся пользуются в’язкішими маслами, зимой — очень в~Оязкими.
Для обеспечения нормальной работы в жаркое время года температура каплепадения применяемых консистентных смазок должна быть на 15-20 ° С выше температуры окружающей среды. Зимой температура застывания масла должна быть ниже температуры, при которой приходится работать узлу.
Если шестерни открытой передачи работают в условиях абразивной среды (попадает грязь, песок, мусор), рекомендуется применять смазки графитные, которые не способствуют прилипанию абразивных частиц до зубов, чем уменьшается их износ.
Для смазки негерметизованих подшипников и открытых передач используют густые пасты, которые не вытекают под действием собственной тяжести или центробежных сил и имеют повышенную водостойкость.