Те, кто заинтересован в развитии своих компаний, понимают важность и роль обучения персонала в этом вопросе, а также решающую роль менеджера по персоналу (HR) в этом процессе. Важность непрерывного профессионального обучения является существенной из-за следующих факторов:
- Каждый день внедряются новые технологии, методы и приемы на работе, а также постоянно меняется подход к профессиональному общению и другие элементы на рабочем месте;
- Растущая глобальная конкуренция между компаниями и странами. Те компании в ОАЭ и во всем мире, которые внедряют современные системы обучения персонала, получают конкурентное преимущество;
- Для организации экономически более эффективно обучать существующих сотрудников, чем привлекать новых с необходимой квалификацией.
Чтобы процесс обучения и развития сотрудников проходил максимально эффективно, необходимо написать комплексный документ – корпоративный план обучения. Что это такое, как выглядит шаблон для этого документа и что нужно учитывать при планировании мероприятий по обучению персонала, все это вы узнаете здесь.
ЧТО ТАКОЕ ПЛАН /ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА?
Любой план – это описанная процедура с действиями, направленными на достижение конкретной цели или задач. План обучения персонала – это перечень мероприятий для сотрудников по получению профессиональных знаний и навыков, необходимых для работы в определенной области в определенном направлении, на определенный период, например, месяц, квартал или год. Когда вы создаете план обучения персонала, он должен содержать следующую информацию: кто будет проходить обучение, в какой форме, какой результат должен быть достигнут и когда, а также последующую оценку и анализ результатов и (возможно) корректировки на рабочем месте.
МЕТОДЫ И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
В зависимости от выбранной формы обучения процесс обучения может быть организован как внутри компании, так и с привлечением специализированных учебных центров.
- Обучение сотрудников внутри компании. Такой подход будет эффективен, если вам необходимо обучение тяжелым навыкам, работа вашей компании специфична (например, производство определенных видов товаров), к тому же есть возможность отвлечь старших специалистов для обучения, и это не повлияет на производительность вашей компании. В других случаях разумнее и эффективнее использовать для обучения услуги аутсорсинга.
- Инструктаж. Новый сотрудник получает общую информацию о работе: например, применение конкретного оборудования, информацию о мерах безопасности и т.д. Как правило, каждый новый сотрудник проходит инструктаж в самом начале.
- Ротация. Это перевод сотрудника в другой отдел на какой-то период для получения нового опыта или профессиональной квалификации. Пример: работа в одном из самых успешных филиалов компании, чтобы получить новые практические знания и позже внедрить их в собственном подразделении.
- Наставничество. Работайте под руководством более опытного сотрудника. Наставников выбирают из числа амбициозных, опытных сотрудников, которые заинтересованы в том, чтобы делиться своими знаниями и навыками и продвигаться по карьерной лестнице.
- Обучение за пределами компании. Этот подход предполагает, что обучение будет проводить сторонняя компания и в большинстве случаев (кроме описанных выше), для определенных навыков такой подход более эффективен и дает наилучший результат. Чем выше уровень навыков и сотрудников, тем более целесообразно использовать решение для публичных курсов.
- Курсы или тренинги. Этот тип обучения включает лекции, разбор кейсов, деловые игры. Это может быть как эффективным, так и целесообразным. Это зависит от темы, продолжительности и методов обучения в обучающей компании.
- Конференции и семинары. Это мероприятия для обмена опытом и налаживания деловых связей. Они положительно влияют на имидж компании в целом, укрепляют деловую репутацию участвующих сотрудников и предоставляют ценные профессиональные идеи и идеи.
- Самообучение. В идеале каждый специалист занимается самообучением: читает специализированную литературу, участвует в вебинарах, общается на профессиональных форумах. Однако часто это не так. Менеджер по персоналу и руководство компании могут поощрять самообразование различными бонусами и поощрениями.
Выбор конкретного метода обучения должен определяться спецификой работы вашей компании, доступным бюджетом, требуемым временем и возможностью привлечь к обучению конкретного специалиста. Полезным инструментом для определения приоритетов при выборе тренингов является использование калькулятора рентабельности инвестиций при сравнении различных потребностей в обучении и решений. Мы подготовили руководство по такому калькулятору рентабельности инвестиций.
КАК СОЗДАТЬ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ КОМПАНИИ?
Чтобы организовать все правильно, вы должны сначала составить программу обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым вы добьетесь оптимальных результатов. Вот пример последовательности планирования обучения персонала:
- Определите цель обучения, что именно вы хотите получить. Какова цель этого обучения? Либо повышение мотивации сотрудников, либо создание кадрового резерва, повышение производительности и качества работы, либо обучение сотрудников смене направления их деятельности.
- Выберите и утвердите формат обучения. Какие формы обучения персонала будут использоваться? Важно определить это, потому что этот фактор влияет на эффективность процесса.
- Создайте или выберите учебные курсы. У некоторых компаний есть свои учебные центры, где они разрабатывают свои программы обучения. Если в вашей организации таких центров нет, обратитесь в специальные фирмы, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.
- Найдите и подготовьте тренеров. Для проведения мероприятия вам нужен специалист по обучению и развитию персонала. Необходимо оценить уровень подготовки, поэтому, прежде чем выбрать ту, обязательно ознакомьтесь с отзывами, попросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.
- Обучайте сотрудников вашей компании. Начните с утверждения расписания и программы. Обучающие организации могут предоставить образец программы обучения персонала. Процесс должен контролироваться кем-то; например, директором по персоналу: сотрудники будут обучаться более ответственно, зная, что за ними следят.
- Закрепите и оцените пройденный материал. Чтобы определить, были ли проведенные мероприятия полезными и эффективными, вы должны проверить знания, полученные сотрудниками. Вы можете проверить это в виде тестов, которые позволят вам выявить и исправить слабые места в переподготовке.
- Проанализируйте результаты и подведите итоги. По результатам вы можете выдавать сотрудникам анкеты, в которых показан уровень удовлетворенности пройденным курсом. Также по результатам можно организовать перестановки персонала, изменить заработную плату, сформировать кадровый резерв мед. Таким образом, вы можете стимулировать своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.
Если вы испытываете трудности с планированием и внедрением системы обучения персонала в компании, вы можете связаться с нами, и наша команда администраторов поможет вам со всей необходимой информацией – у нас также есть различные курсы для HR, включая курс ”Профессионал в обучении разработке рекламы”, который будет посвященэтот вопрос и вы можете получить четкое представление о том, как правильно спроектировать и внедрить этот процесс в компании.