Эксклюзивное интервью: Лукас Фуртенбах о “Флэш-экспедиции”

Поскольку трудовая жизнь стала более напряженной, чем когда-либо прежде, альпинисты и участники экспедиций ищут новые способы втиснуть больше приключений в меньшее время. Используя этот подход, “Флэш-экспедиции” появились в предложениях нескольких высотных альпинистских компаний в последние годы.

ExpedReview связался с Лукасом Фуртенбахом из Furtenbach Adventures, чтобы узнать немного больше о флэш-экспедициях и о том, что они влекут за собой.

Так что же такое флэш-экспедиция?

Когда мы используем нормобарические гипоксические системы (например, палатку для аклиматизации) для акклиматизации дома — с целью сокращения продолжительности экспедиции — мы называем это флэш-восхождением или Флэш-экспедицией.

Например, восхождение на Эверест за три недели, вместо обычных восьми недель. В этом году у нас был альпинист, который поднялся на К2 без дополнительного кислорода в 21-дневном туре туда и обратно из Нью-Йорка.

Расскажите нам об акклиматизации в палатке дома?

Акклиматизация с использованием гипоксических палаток означает подвергать организм нормобарической гипоксии (нормальное давление, низкий уровень кислорода) и тем самым инициировать процесс акклиматизации.

Фильтр извлекает кислород из окружающего воздуха, а затем вдувает его в палатку. Фильтр можно регулировать, имитируя уровень кислорода на определенной высоте. В отличие от гипобарической гипоксии (низкое давление, низкий уровень кислорода), давление воздуха внутри палатки остается неизменным.

Исследования показывают, что давление воздуха играет лишь незначительную роль, если вообще играет, в процессе акклиматизации. Обычные системы могут имитировать высоты от 4500 до 5000 метров (в зависимости от высоты, на которой он расположен). С помощью специальных систем и определенных процедур у вас дома можно смоделировать высоту до 8000 метров.

Используют ли альпинисты палатки в течение длительного времени в преддверии экспедиции?

В зависимости от вашей конкретной цели, вы можете спать в одной из этих палаток, установленных над вашей кроватью, в течение определенного количества недель, постепенно увеличивая имитируемую высоту в соответствии с вашей программой.

Подобно ‘реальной’ ситуации на высоте, могут возникать симптомы, связанные с акклиматизацией, такие как нарушение сна, головные боли или дыхание Чейна-Стокса. Как и на реальной высоте, эти симптомы у разных людей разные.

Для достижения наилучших результатов (т.е. Полной подготовки к очень большой высоте) мы используем приборы для постоянного измерения уровня кислорода в палатке, уровня насыщения крови кислородом и частоты дыхания.

Необходимо проводить различие между использованием гипоксических палаток с точки зрения тренировок, как в профессиональном спорте на выносливость, и их использованием для акклиматизации, чтобы подготовиться к полетам на умеренных и больших высотах и сократить или вообще сократить время, необходимое для акклиматизации на земле.

Значит, вы на самом деле проводите больше времени на высоте?

Для флэш-экспедиции на Эверест общее время пребывания на высоте на самом деле больше, чем в обычной экспедиции — восемь недель в палатке с гипоксией по сравнению с четырьмя неделями на горе.

Основываясь на современных представлениях о высотной медицине, которые утверждают, что риск физиологических осложнений, связанных с высотой, уменьшается при более длительной акклиматизации, из этого следует, что уровень риска во флэш-экспедиции ниже, чем в обычной экспедиции.

Другим важным элементом наших флэш-экспедиций является мониторинг жизненно важных показателей, таких как уровень кислорода в крови альпиниста и частота сердечных сокращений. Теперь это меняет способ восхождения на высокие горы, потому что принятие решений о расходе кислорода может быть объективным и основываться на данных, а не на традиционной субъективной оценке альпиниста или гида.

Зачем использовать такой подход?

Цель номер один — сделать экспедиции более безопасными. Я был участником исследования по предварительной акклиматизации в условиях гипоксии в Университете Инсбрука почти 20 лет назад. С тех пор я использовал и экспериментировал с концепцией нормобарической гипоксической акклиматизации.

Я отправился в свою первую экспедицию с гипоксической подготовкой около 15 лет назад. Мы [Furtenbach Adventures] использовали гипоксическую программу на Броуд-Пике и Чо-Ойю около 10-15 лет назад, и с 2016 года успешно применяем ее по обе стороны Эвереста.

Например, в 2018 году у нас была самая короткая успешная коммерческая экспедиция на Эверест, когда-либо связанная с нашей собственной гипоксической программой с индивидуальным гипоксическим оборудованием. От выхода из дома до достижения вершины нашим клиентам потребовался 21 день.

Флэш-экспедиции требуют большого опыта работы с гипоксическими программами и правильного подхода в горах. Без этого опыта существует высокий риск того, что все может пойти не так. Но если все сделано правильно, это определенно может сделать экспедиции более безопасными.

Итак, после предварительной акклиматизации дома, когда вы добираетесь до базового лагеря (скажем, на Эвересте, например), как сокращается обычный график акклиматизации? Можете ли вы отправиться прямо в Первый лагерь, как только доберетесь до базового лагеря?

Да, наша программа гипоксических тренировок позволяет клиентам отправляться без кислорода непосредственно в Первый лагерь на Эвересте на высоте 7000 метров (промежуточный лагерь в продвинутом базовом лагере) и обратно. Это безопасный поворот, а затем следующий поворот — толчок на вершину.

Могли бы вы совершить флэш-экспедицию без дополнительного кислорода?

ДА. В этом году у нас были флэш-альпинисты, которые обходились без кислорода на Броуд-Пик и К2.

Для Броуд-Пика путь от дома до вершины составлял 14 дней, а для К2 — 21 день. На Эвересте у нас был Флэш-альпинист без кислорода до 8300 метров. В конце концов мы сказали ему использовать кислород, потому что он стал слишком медленным, чтобы поспевать за группой (как было оговорено заранее). Я очень уверен, что Эверест можно покорить за 14 дней туда и обратно без кислорода.

Для тех, кто совершает флэш-экспедиции с дополнительным кислородом, отличается ли средняя скорость потока от обычной экспедиции?

И да, и нет. Скорость потока всегда устанавливается индивидуально. Мониторинг уровня кислорода в крови (с помощью пульсоксиметра) показывает, насколько важно давать альпинисту именно то количество кислорода, которое ему нужно. Не стандартная скорость потока, которая может работать для одного человека, но слишком много или недостаточно для другого. Мы также используем восьмилитровые регуляторы, позволяющие альпинистам быстрее проходить сложные участки (например, второй этап на Эвересте).

Похоже, что флэш-экспедиции могут сделать вещи безопаснее с точки зрения проблем с высотой, но оказывает ли сокращение времени на горе негативное влияние на чувство горы альпинистов (например, способность читать погоду, состояние лавин, Знать, когда повернуть назад и т. Д.) И остроту их альпинистских навыков?

Мы придерживаемся подхода, согласно которому наши альпинисты должны уже иметь навыки скалолазания, когда они отправляются в экспедицию, а не изучать их на Эвересте. Сегодня сводки погоды очень точны, и лавинная ситуация в любом случае должна оцениваться ежедневно. Так что нет, я не вижу никакого негативного воздействия. Только позитив.

Поскольку частью экспедиционной жизни является пребывание в базовом лагере, наслаждение видами и знакомство с новыми людьми, упускают ли люди из виду, проводя меньше времени на горе во время флэш-экспедиций?

Нет, они также встречаются с другими людьми, и они могут наслаждаться теми же видами. Они все еще проводят много времени в Базовом лагере. Это просто бесконечные, скучные дни и недели ожидания, которые вырезаны.

Какие причины приводят альпинисты, желающие совершить флэш-экспедицию?

Их работа или семейная ситуация не позволяют им отправиться в путешествие на восемь или девять недель. Три-четыре недели так или иначе выполнимы для большинства людей, если это случается раз в жизни.