Устройство аккумулятора
Автомобильный аккумулятор или аккумуляторная батарея (АКБ) обычно состоит из 6 элементов. Общее напряжение АКБ — 12 вольт. Соответственно каждый элемент производит по 2 вольта.
Каждый элемент аккумулятора это свинцовая пластина, которая покрыта специальным активным веществом.
В аккумуляторе есть отрицательные и положительные пластины. Разница между ними заключается в веществе, которым они покрыты. Положительные обычно покрываются двуокисью свинца, а отрицательные мелкоячеистая или губчатым свинцом.
Емкость аккумуляторной батареи заполнена специальным электролитом на основе серной кислоты. Свинцовые элементы погружены в этот электролит.
Работа аккумулятора
Когда к АКБ подключают какую-либо нагрузку, она начинает вырабатывать электрический ток. Происходит это в результате химической реакции между серной кислотой и активным веществом, которым покрыты пластины.
В процессе химической реакции электролитический раствор становится менее концентрированным, а на пластинах выпадает в осадок соль, а именно, сульфат свинца.
Чем больше соли осевшие на пластинах и чем меньше концентрация электролита, тем меньше электрический ток вырабатывает аккумулятор. Чтобы восстановить его нормальную работу, аккумулятор необходимо подключить к зарядному устройству.
Когда аккумулятор заряжается химическая реакция проходит в обратном направлении. Соль растворяется в электролите, что возвращает его концентрацию, а активное вещество на пластинах восстанавливается.
После зарядки АКБ возвращает свою способность вырабатывать электрический ток.
Выход из строя аккумуляторной батареи
В принципе, в аккумуляторе нет элементов, которые могли бы сломаться. Обычно его неисправности связаны не с его собственными дефектами, а с малым зарядом.
Аккумулятор быстро разряжается, если на нем есть дополнительные нагрузки во время стоянки: оставленные включенными габариты или автомагнитола, ток утечки, который является частым явлением на старых автомобилях.
Сама АКБ в процессе службы, конечно, изнашивается. Рано или поздно пластины подвергаются коррозии, активное покрытие на них обедняется, происходит истощение электролита.
Когда аккумулятор находится долгое время в разряженном состоянии, износ его элементов происходит гораздо быстрее.
Для увеличения срока службы аккумулятора его всегда необходимо поддерживать в заряженном состоянии.
Наибольший износ аккумуляторных батарей происходит при воздействии высоких температур, то есть летом, однако сказывается этот износ только в зимнее время.