Что такое раздаточная коробка?

Раздаточная коробка или раздатка является неотъемлемой частью полноприводного автомобиля. Основная функция коробки такого типа состоит в перераспределении или увеличении крутящего момента между мостами — Ремонт раздатки хендай

В автомобилях с одним приводом крутящий момент, созданный двигателем и превращен коробкой передач, передается непосредственно на ведущие колеса. Если же авто имеет привод на все четыре колеса, для наиболее рационального использования крутящий момент нужно распределить между передней и задней осями. Также иногда возникает необходимость изменить количество крутящего момента, передаваемого на определенную ось во время движения. Задача распределения усилия от двигателя между передней и задней осями выполняет раздаточная коробка. Подобно коробке передач, она способна до определенной степени увеличить значение крутящего момента, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в условиях тяжелого бездорожья.

Что означает CVT коробка?

Передаточное число коробки передач

Раздаточные коробки устанавливаются практически на все полноприводные автомобили (внедорожники, кроссоверы, грузовые автомобили и др.). Раздатка может быть интегрирована в коробку передач или может быть отдельным агрегатом. В первом случае раздаточная коробка находится в одном корпусе с КПП. Такие коробки могут устанавливаться на кроссоверы, оборудованные электромагнитной муфтой или на полноприводные версии легковых автомобилей.

Во втором случае раздатка, установленная между КПП и валами, ведущие к оси, и является отдельным агрегатом автомобиля. Коробки такого вида могут, устанавливаются на рамные внедорожники и спецтехнику.

Для чего нужна раздаточная коробка?


Кроме основной функции распределения крутящего момента на все ведущие мосты автомобиля, с регулировкой на понижающий и повышающий ряд передаточных чисел, раздатка имеет и дополнительные функции:

  1. Максимально снижает «циркуляционную» мощность при крутых подъемах или во время движения автомобиля на бездорожье;
  2. При наличии двух ступеней включения удваивает общее количество передач, соответственно, увеличивает передаточное число, что позволяет улучшить тяговые характеристики автомобиля;
  3. При небольшой скорости и работе ДВС на максимальных мощностях обеспечивает стабильное движение автомобиля;

Строение раздаточной коробки


rozdatochna-korobka-1-zauto

В зависимости от вида системы полного привода автомобиля раздаточные коробки могут быть разных типов (с співісними валами – коробка имеет простую конструкцию; не співісними валами – коробка имеет высокий КПД, небольшой размер; с наличием механизма блокировки привода ведущих мостов – использования максимальной тяговой силы автомобиля без пробуксовки; с наличием межосевого дифференциала – возможность вращения ведущих валов с разными скоростями; с различным числом передач – одноступенчатые, двухступенчатые и трехступенчатые коробки). Коробки различных модификаций, имея те или иные конструктивные особенности, практически не отличаются по принципу работы. Несмотря на большое разнообразие конструкций, некоторые детали раздаточной коробки есть в любой модели:

  • ведущий вал (передает крутящий момент от КПП на раздатку);
  • механизм блокировки и межосевой дифференциал;
  • зубчатая или цепная понижающая передача (меняет передаточное число);
  • актуатор (отвечает за включение блокировки);
  • карданные валы привода передней и задней оси;
  • синхронизатор, который позволяет включать понижающий ряд на ходу.

Раздатка представляет собой корпус, в который входит ведущий вал двигателя, а выходят два приводных карданных вала к передней и задней осей. Устройство раздаточной коробки аналогично устройству коробки передач: ее корпус – это закрытый картер, масляная ванна, которая обеспечивает смазку дифференциала и механизма блокирования. Рычаг или кнопки в салоне осуществляют переключение.

Как работает раздаточная коробка?


Как уже говорилось, базовой функцией раздаточной коробки является подключение или отключение одного из мостов. В конструкции классических внедорожников и полноприводных грузовиков крутящий момент постоянно передавался на задний ведущий мост. Передняя ось, с целью экономии топлива и ресурса его узлов, подключалась только для преодоления сложных участков дороги, или при сложных дорожных условиях (дождь, лед, снег). Этот принцип сохранен и в современных автомобилях, с той разницей, что постоянно работающей теперь является передняя ось.

Работа простейшей раздатки заключается в следующем:

  • передача крутящего момента от КПП на ведущий вал раздатки;
  • передача крутящего момента от ведущего вала раздатки на межосевой дифференциал;
  • распределение крутящего момента межосевым дифференциалом между валами приводов задней и передней оси.
  • передача крутящего момента на один или два моста.

Обратите внимание, механизм блокировки межосевого дифференциала является важным элементом раздаточной коробки, задача которого осуществить полное или частичное отключение межосевого дифференциала. Это позволяет обеспечить жесткое сцепление и одинаковую скорость вращения валов привода заднего и переднего моста.

Обычно в полноприводных автомобилях старых моделей (внедорожники, грузовики) раздаточные коробки имеют ручное управление. В этом случае отключение или подключение одного из мостов, включения дифференциала осуществляется рычагом раздатки.

Указанный рычаг расположен рядом с рычагом коробки переключения передач (иногда для включения необходима полная остановка автомобиля). Более современные версии автомобилей с полным приводом имеют ручное или электрическое управление. Режим коробки выбирается путем нажатия кнопок на панели приборов (при наличии синхронизатора для включения, останавливать автомобиль не требуется).

heometrychna-prohidnist-8-zauto

Полноприводные автомобили нового поколения имеют раздаточную коробку с автоматическим управлением. При этом бортовой компьютер сам определяет пробуксовку мостов, перенаправляет крутящий момент, а также при необходимости включает блокировку дифференциала (есть возможность отключения автоматики).

Управление раздаточной коробкой в современных полноприводных автомобилях повышенной проходимости часто полностью автоматизированы (управление осуществляется только электроникой).

Выводы


Как видно, раздатка в трансмиссии является необходимым элементом на машинах с полным приводом, которые предназначены для бездорожья. При этом раздаточные коробки устанавливаются на полноприводные автомобили с различными типами КПП, отличаются между собой.

Так или иначе, раздаточная коробка – важный узел в устройстве полноприводных автомобилей. Такая коробка позволяет управлять крутящим моментом, в результате чего существенно повышается проходимость и устойчивость автомобиля в тяжелых и сложных дорожных условиях.