ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. повлиял на древнюю восточную правовую культуру на протяжении многих веков. О том, какова история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и сущность основных законов, читайте дальше.

История законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 году до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, кроме столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военных кампаний, а порой и разных хитрых трюков, подкупов и соглашений, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, полководцем, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютной и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем Хаммурапи прекрасно понимал, что править большим государством можно лишь с помощью строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной потолка. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидящий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, который олицетворяет Солнце; и вторая фигура, которая стоит с уважением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие века была утеряна и только в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью аккадською языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилось, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламитами, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохраненного текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Первое, что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, который во всем любил порядок, так, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части есть 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось восстановить их из другого источника – глиняных табличек, найденных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот образованный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все достойны внимания письменные памятники древнего Востока. Конечно, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • 6-126 статьи – посвященные праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвященные семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвященные преступлениям уголовного характера (а это уже Уголовный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвященные имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в говно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержку тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказание для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте рассмотрим некоторые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто обвинит другого в том или другом преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнуться наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то тот, кто несправедливо обвиняет сам должен быть казнен. (Строго, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать ее в дальнейшем) и платит крупный денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий предстояло самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обычную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то сломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина, который попал в плен было защищено специальным законом, оно было неприкасаемое и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если такая есть, то он уплачивает штраф владельцу земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой невозделанной земли.

Весьма интересные законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина, который попал в плен и испытывает материальные затруднения официально разрешалось выйти замуж во второй раз, но при увольнении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней расстаться.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил разорвать заключения брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, нерадивый строитель, по вине которого обрушился дом и погибли люди, подлежал смертной казни.

источник