Симфония № 40 соль минор

Симфония № 40 соль минор, К. 550, симфония Вольфганга Амадея Моцарта. Написанная в 1788 году, это одна из всего лишь двух симфоний, написанных им в минорных тональностях, и отражает его интерес к художественному течению, известному как Sturm und Drang (Буря и напряжение), в котором демонстрировались более темные и сильные эмоции.

1788 год был мрачным для Моцарта. Венская публика все меньше стремилась слушать его концерты и сольные выступления, счета накапливались, а его маленькая дочь Терезия только что умерла. Письма друзьям показывают, что ему было трудно заглянуть за пределы теней, и некоторые предположили, что этот факт повлиял на эту необычно тревожную симфонию.

И все же здесь замешано нечто большее, чем ежедневные печали одного человека. В это историческое время немецких и австрийских композиторов все больше привлекало движение Sturm und Drang (Буря и напряжение), школа мысли, которая также повлияла на художников и писателей. В ответ композиторы начали создавать произведения, которые были слышимым выражением тоски. Гайдн написал Штурмовые симфонии, часто в тональности соль минор, которую здесь использует Моцарт. То же самое сделал Иоганн Кристиан Бах из Лондона, младший сын великого Иоганна Себастьяна, и этот младший Бах оказал сильное влияние на Моцарта-подростка во время продолжительного визита этого юноши в Англию. В этой атмосфере неудивительно, что Моцарт тоже обращался, по крайней мере иногда, к минорным тональностям. Симфония № 40 доказывает, что этот человек, чья музыка могла так легко вызвать восторг, мог также вызвать слезы.

Однако это всего лишь одна из трех симфоний, которые Моцарт собирался написать этим летом, очевидно, в связи с окончательно заброшенной перспективой концертного тура в Лондон. Две другие симфонии — № 39 ми-бемоль мажор и № 41 до мажор — яркие и солнечные по своей природе. Можно подумать, что Моцарт вложил свои мрачные чувства в это произведение, хотя даже здесь не все так печально. Ни на каком этапе своей карьеры этот композитор не позволил бы музыке долго оставаться в трезвом настроении.

В первой части Molto Allegro много жалобных вздохов, хотя также звучат нежные изящные мелодии и даже случайные всплески ликования. Вторая часть Анданте отличается мягкой элегантностью, словно в тихий лунный вечер. Здесь Моцарт полностью отбрасывает тени минорных тональностей в пользу более ярких мажорных тональностей.

1 комментарий к “Симфония № 40 соль минор”

  1. В третьей части https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/15326-istorija-sozdanija-simfonii-40-mocarta.html Менуэт и трио представлены как тьма, так и свет, темные пассажи сильно напористы, а светлые более сладостны. В финале Allegro assai Моцарт возвращается к общему акценту на более серьезные настроения, часто приобретающие срочный и раздражительный характер. В середине части разные секции оркестра одновременно обращаются к разным мелодическим идеям, все они сливаются в замысловатую смесь. К последним страницам повсюду напряжение, хотя и не совсем ярость. Отсутствие смеха — это не то же самое, что присутствие гнева.

Обсуждение закрыто.