Крутящий момент и мощность двигателя

Знаю, что многих мучает этот вопрос, многие даже не понимают разницу между крутящим моментом и мощностью двигателя. Ведь реально — что из них важнее? Мы привыкли выбирать машину по лошадиным силам, а вот крутящий момент как то не заслуженно опускается! Лично сам разговаривал со своими друзьями, многие даже не знают какой он на их автомобиле и при каких оборотах он максимальный! Правильно ли это? Конечно же нет, нужно точно знать и понимать все технические характеристики своего авто, особенно такие важные. Вот поэтому решил написать эту статью и объяснить все простыми словами, как обычно будет видео версия в конце …

Что же постараюсь рассказать простыми словами на hptorque.net, как я умею, но тема не такая простая, как кажется на первый взгляд, в интернете есть описания, но они крайне запутаны. Я же в этой статье буду оперировать такими понятиями как мощность и крутящий момент. По сути эта два обозначения идут бок-о-бок» и одна характеристика напрямую зависит от другой.

Мощность двигателя

Измеряется в Лошадиных Силах (л. с.) или Киловаттах (Ваттах, «Вт»), как становится понятно — ей занимался Джеймс Ватт. Так, именно в Ваттах мы измеряем мощность лампочки накаливания у нас в «люстры» и светильниках, но оказывается и мощность двигателя тоже. Я не буду вдаваться в подробности, как и что он открыл, просто характеристика идет именно от его фамилии. НО как же лошадиные силы? А все просто, Оао «тренировался» на лошадях, а именно на переносимых грузах, одним конем в единицу времени и на определенное расстояние, так вот после определенных «мук» выяснилось, что одна лошадь (если заставить ее генерировать электрический ток от динамомашины) способна выдавать 736 Ватт в секунду времени, или 75 кгс м/с, что можно расшифровать так — 75 килограмм на 1 метр, за 1 секунду времени. Чтобы перевести «ваты» в «лошадиные силы», существует довольно большой расчет, но если утрировать, то получается 1 квт=1000 вт=1,36 л. сек.

Крутящий момент

Не все производители указывают мощность двигателя в «к. с.», например, некоторые немецкие производители указывают именно в Ваттах.

Для того чтобы перевести «Л. С». у «Ваты», их нужно разделить на 1,36. Если нужно наоборот тогда мощность в «Вт» умножаем на 1,36, получаем «лошадиные силы».

Думаю это понятно, больше к этому возвращаться не будем.

Мощность двигателя внутреннего сгорания (будь это бензин или дизель), величина не постоянная! ЭТО НУЖНО ПОНИМАТЬ! Меня просто умиляет то, как многие реагируют на эту величину: — у меня 150 л. с., я тебя сделаю как «два пальца», а у оппонента 145 л. сек. и по теории он должен проиграть, но не учитывается крутящий момент и расстояние, на котором будут соревноваться автомобили.

Мощность меняется от оборотов двигателя! Ваша номинальная величина, которая будет указана при определенных МАКСИМАЛЬНЫХ оборотах, в современных авто, обычно от 5000 до 6500 оборотов. То есть простыми словами, 150л.сек. – выдаются при 6000 оборотов (для примера). Соответственно при 3000 или при 1500 оборотов, мощность будет уменьшаться в разы.

Мощность двигателя внутреннего сгорания, которая указана у вас в технических характеристиках обычно выдается при максимальных оборотах двигателя. При 1500 – 2000 оборотах, она будет в 4 – 5 раз меньше (справедливо для бензиновых агрегатов).

То есть, для того чтобы получить весь «табун» силового агрегата, вам нужно активно «педалировать». Например при обгонах или резких маневрах, вы должны держать вашу полку почти в 5000 – 6500 оборотов именно эти обороты помогут вам резко ускориться. Вот почему часто приходится снижать передачу, для того чтобы получить максимум мощности.

НО силовой агрегат не может мгновенно раскрутиться, ему на это нужно время, здесь и приходит такое понятие как крутящий момент.

Крутящий момент двигателя

Стоит понимать, что мощность мотора – это энергия, которая вырабатывается двигателем. И именно эта энергия преобразуется в крутящий момент на выходном (коленчатом) вала двигателя, далее момент меняется в трансмиссии (с помощью нужных передаточных чисел шестерен) и после передается на привода или ведущие мосты и после на колеса.

То есть если утрировать – крутящий момент, это реально то, что толкает машину механически, а мощность – это то, что делает этот момент.

Тронуться с места и поехать, вы сможете даже на маломощном двигателе (причем для этого нам не нужно много мощности), здесь работают передаточные числа, которые точно подобраны в трансмиссии вашего авто.

НО мы же не хотим ездить со скоростью 20 – 40 км/ч, нам нужно ускорение, быстрое передвижение. А для этого просто необходим достаточный крутящий момент при всех диапазонах скоростей. Это достигается достаточной мощностью двигателя и подбором шестерен в трансмиссии и приводах, мостах (если есть).

Если вывести определение:

Крутящий момент – это сила, умноженная на плечо ее приложения, которую может предоставить мотор машине для преодоления тех или иных сопротивлений движению. Измерения проводят в ньютонах, а рычаг измеряется в метрах.

Если разобрать, просто «на пальцах формулу», то 1 Н·м – это сила, с которой 0,1 кг давят на конец рычага (это поршень) длиной в 1 метр. Как становится понятно, в двигателе выполняет роль рычага кривошип коленчатого вала, через который и осуществляется крутящий момент. Понятно, что кривошип, длиной 1 метр, исчисляется из добавленных характеристик.