Демпферный маховик

В двигателе есть масса ответственных узлов и механизмов. Один из них – это маховик. Именно этот узел производит передачу произведенного крутящего момента на коробку с помощью сцепления. Также благодаря маховику осуществляется вращение двигателя при привлечении стартера (при попытке запуска). Кроме того, сайт призван гасить колебания и вибрации, и плавно передавать усилие на коробку. В сегодняшней статье мы уделим внимание таким типом механизмов, как демпферный маховик. На «Фольксваген» такие элементы ставятся уже давно. Как показывает статистика, больше половины современных иномарок с МКПП оснащаются подобным типом маховиков.

Характеристика

Итак, что это за элемент? Демпферный маховик (двухмассовый) представляет собой механический дискообразный узел. С одной стороны он закреплен с трансмиссией, с другой – с коленвалом двигателя. Дополнительно имеет венец с зубьями, благодаря чему может вращаться при зацеплении шестерни стартера. Основная задача элемента – передача и сглаживания крутильных колебаний, идущих от двигателя.

Стоит отметить, что маховик демпферный имеет некоторые отличия от обычных. Так, ранее на автомобили ставили простые маховики с дискообразным литого металла. Эти элементы не могли выравнивать и сглаживать вибрации. Все удары переходили непосредственно на коробку и сцепление. А как именно устроена демпферный маховик на Т5 и других автомобилях, рассмотрим ниже. Подробнее про ремонт демпферных маховиков читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Конструкция

Главное отличие от одномассовых маховиков – это наличие двух дисков. Они объединены в одно устройство. Каждый диск крепится к своему источнику, коробке и двигателю. При этом элементы способны свободно вращаться друг от друга. Диски соединены между собой подшипником. Но, как передается крутящий момент от мотора на коробку через такой маховик, ведь диски свободно вращаются относительно друг друга? Для этого в конструкции предусмотрены пружины и фланцы. Они могут быть различной формы – в виде шестерни, звездочки или многоугольника. Эти элементы закрываются уплотнительной крышкой. Также отметим, что фланцы и пружины под этой крышкой заправляются специальной смазкой.

Всего в конструкцию демпферного маховика входят:

  • Первичный диск.
  • Вторичный диск.
  • Дуговая пружина.
  • Подшипник.
  • Уплотнительная крышка.
  • Фланец.

Особенности работы

С каждым годом инженеры создают все более мощные и производительные двигателя. Еще не так давно полуторалитровый мотор развивал не более 80 лошадиных сил мощности. Сейчас же двигателя с таким объемом выдают 110 и больше. Большая мощность – это хорошо, но с ростом крутящего момента ухудшилось акустический и вибрационный комфорт. Различные вибрации постоянно передавались на кузов.

С этой целью и был создан демпферный маховик. Он передает крутильных момент равномерно, без толчков. Работает сам маховик очень просто. Как мы уже сказали ранее, одна его часть соединяется с коробкой, другая-с двигателем. Так вот, когда первая часть маховика отклоняется на максимальный угол, момент передается на второй диск. А все вибрации и толчки сглаживаются благодаря демпферным пружинам. Отметим, что такие же пружины стоят и на элементе сцепления. Однако они сглаживают уже нагрузки, которые возлагаются именно на диск.

О неисправности и ресурсе

Ремонт демпферного маховика может понадобиться на пробеге в 200 тысяч километров. Именно такой ресурс зачастую у данного механизма. Как проверить демпферный маховик? О неисправности можно судить по следующим признакам:

  • Скрежет при остановке и при запуске двигателя (как будто стартер продолжает работать).
  • Щелчок при динамичном наборе скорости.
  • Характерные вибрации. Особенно часто это случается на холостых оборотах. С их ростом вибрации постепенно проходят.

С какими дефектами может столкнуться владелец автомобиля с демпферным маховиком? Среди проблем в первую очередь стоит отметить вытекания смазки, что находится под уплотнительной крышкой. Также о неисправности можно судить по разным заломов, царапин и трещин на поверхности элемента. Все это можно увидеть визуально, сняв коробку и узел сцепления. Если же внешне никаких повреждений нет, а вибрации и звуки остались, можно предположить, что дефекты внутри (или же сломанный элемент демпфера и пружины).

Более точной будет диагностика на специализированном стенде, где мастер проверит элемент на колебания.

О ремонте

Замена демпферного маховика на новый наши владельцы редко, когда производят. Чаще всего они прибегают к более дешевому решению – ремонта. Дело в том, что стоимость нового маховика составляет около 1 тысячи долларов. А цена ремонта – не более 500. Но проблема осложняется тем, что мало кто из мастеров грамотно восстанавливает двухмассовые маховики. Также отметим, что ремонт детали будет невозможен, если на корпусе имеют место быть трещины или вмятины. В таком случае единственный выход – это замена на новый.
Процесс восстановления предусматривает демонтаж старого элемента и замене его внутренностей. В ходе ремонта проводится:

  • Замена всех испорченных элементов.
  • Установка новых болтов.
  • Балансировка маховика (является обязательным этапом).
  • Замена масла.

Специалисты не советуют экономить на деталях. Если установить дешевые пружины, такой маховик вскоре будет требовать повторного ремонта. Что касается ресурса восстановленного маховика, он составляет около 200 тысяч километров. Но это возможно только при условии, если применялись качественные детали и сам ремонт проводился по технологии.

Плюсы маховика

Стоит ли покупать автомобиль с подобным механизмом? Чтобы ответить на это вопрос, нужно рассмотреть все плюсы и минусы устройства. Так среди преимуществ стоит отметить:

  • Более плавное переключение передач.
  • Увеличенный ресурс деталей ДВС и трансмиссии (поскольку на них не возлагается повышенная вибрационная нагрузка).
  • Уменьшенный инерционный момент при переключении скоростей.
  • Экономия места в картере сцепления. Это важный момент для автомобилей с небольшим рабочим объемом.

Минусы

Но есть и обратная сторона медали. В первую очередь, стоит отметить цену самого механизма. Такой элемент довольно дорогой, что непременно сказывается на стоимости самого авто. Также нужно отметить ресурс, который ниже, чем в одномассовых элементов. При ремонте следует отдать большую сумму денег, чтобы деталь снова прослужила свои 150-200 тысяч километров.

Но даже при таких недостатках, демпферный маховик все чаще используется не только на легковых автомобилях, но и на коммерческом транспорте. Технологически он более совершенный, но, в то же время, дорогой в ремонте. Покупать автомобиль с таким маховиком стоит только в том случае, если нет явных признаков его износа. В противном случае придется сразу же отдать на ремонт порядка 500 долларов, а то и больше. Если говорить о новых авто с гарантией, покупка машин с подобным маховиком здесь полностью оправдана.