Поездка на мотоцикле позволяет испытать непередаваемое ощущение свободы и единства с миром. Но есть у этой медали и обратная сторона. Кроме воздействия пыли, ветра, холода, дождя и других климатических «приятностей», байкер подвергается большему риску, по сравнению с автомобилистом, в случае ДТП. Поэтому мотоциклистам следует особое внимание уделить вопросу безопасности, в частности защиты головы.
Мотошлем элемент экипировки, который, наряду с повышением уровня безопасности человека в случае аварии, эффективно защищает от солнечных лучей, шума, воды и ветра. Кроме того, если шлем красивый, он вместе с соответствующей одеждой и аксессуарами позволяет создать интересный имидж.
Чтобы понять, как выбрать мотошлем правильно, нужно разобраться, каков механизм действия шлема, какие есть виды и как определить его размер.
Как работает шлем
Основной задачей шлема является принятие на себя удара и отвода его от головы. Любой шлем должен состоять из трех слоев. Внутренний обеспечивает комфорт, средний рассеивает в себе удар, ну а внешний обеспечивает защиту от внешних точечных ударов. А теперь подробнее об этих слоях.
Первый, гигиенический слой – это поролон (другой похожий материал) и плотно прилегающая ткань. Поскольку именно здесь накапливается пот, нередко внутренний слой пропитывают антибактериальным средством. Также некоторые модели оснащены съемными щепные частями, что позволяет точнее регулировать размер шлема (например, в случае разной полноты лица). Однако это не означает, что шлем нужно разбирать – собрать все обратно до заводского уровня практически нереально.
Средний слой изготавливается из пенопласта или подобных материалов. Его задача – рассеять удар, не допустить точечного удара в голову. Пенопласт как раз и обладает легкостью, ударопоглощаемостью, что делает его уместным в средней части шлема. Этот слой служит еще и для плотности прилегания к голове водителя, в большей степени именно он определяет комфортность шлема в целом.
Внешний слой изготавливают несколькими способами. Первый – скорлупа формируется из пластика одним приемом. При ударе она разлетится на куски быстрее. Второй способ – пластик укладывается слоями и в разных направлениях (прочности достаточно для поездок на скутере). Третий – к пластику прилагается поликарбонат и подобные материалы (чем больше твердых примесей, тем дороже шлем). Четвертый, самый надежный и дорогой выполнение шлема полностью из твердых материалов (карбон и др.) Цена высокая, но зато сильные удары ему не страшны. И вес – около 900 грамм, на голове этот шлем почти не ощущается.
вентиляция
Количество воздуховодов в шлеме играет важную роль. Стоит обратить на это внимание, поскольку закрыть их проще, чем мучиться из-за недостаточной вентиляции. Также внутренние отверстия для вентиляции (дюзы) не должны быть направлены в глаза (большая вероятность попадания пыли и мусора). Важной является вентиляция затылочной области. Воздуховоды не должны быть направлены на стекло, поскольку при низкой температуре неизбежно его запотевания.
вес
Это не ключевой фактор. Долго находиться в тяжелом шлеме – испытание не самое приятное. Поэтому стоит выбирать максимально легкий аксессуар.
шумность
Сразу следует отметить, что абсолютно бесшумных шлемов не бывает. На уровень шума влияют степень прилегания візору (прозрачного забрала), расположение воздуховодов и т. д.
Визор
Затемненный визор, в дополнение к основному, иногда встречается в шлемах для туристических круизов или же поездок по городу. Выбирая визор, обращать внимание следует на уровень его прилегания к пазам, иначе он поцарапается уже в ближайшем будущем.
застежки
Делятся на два вида:
простые (затяжки, стяжки, задвижки), что застегиваются одной рукой и предназначены в большей степени не для обеспечения безопасности, а для быстрого застегивания / расстегивания; подходят для городских, туристических моделей;
D-кольца – самые надежные, хотя и застегиваются дольше; используются в профессиональных моделях.
стоимость
Цена в этом вопросе не является показателем качества. За среднюю стоимость можно купить вполне достойную альтернативу надновим и модным моделям от ведущих производителей. Главное – при выборе не упустить основные моменты по поводу безопасности и удобства шлема.
виды шлемов
Классификация шлемов важна, потому что дает возможность сделать выбор на основании задач, которые стоят перед мотоциклистом. Основным критерием в разделении шлемов на виды является конструкция оболочки, которая, по сути, определяет предназначение самого шлема. Выбирать можно между моделями интеграл, модуляр, джет, половинка и кросс-эндуро.
Как выбрать мотошлем
Шлем-интеграл
Он же Full-Face. Подходит для перемещения на большой скорости, лучший для водителей туристических и спортивных мотоциклов. Обладает повышенной обтекаемостью и защитой как от ударов, так и от шума. Существуют также гоночные и туристические интегралы. Разделяют их в зависимости от размещения візору: в ??гоночных он расположен на пару сантиметров выше (чтобы, лежа на баке, не приходилось поднимать голову для обзора дороги); в туристических, наоборот, визор находится чуть ниже (поскольку посадка на таких мотоциклах прямее, чем на спортивных, и осмотр проводится, соответственно, не из лежачего положения).
Именуется также Flip-up. Внешне идентичен интегралу, от которого отличается полностью откидывающейся передней частью и поднимается Визор. Это преимущество для туристов, поскольку дает возможность выпить чашку кофе или выкурить сигарету, не снимая при этом шлема. Использовать данный аксессуар могут и курьеры, которым приходится делать частые остановки, общаться, делать звонки. Что касается недостатков, модуляр противно свистит на скорости в связи с неплотным прилеганием. Также длительное использование приводит к разбалтывания и потери монолитности конструкции.
Его также называют «?», потому что нижняя часть лица закрыта, и от ветра защищает стекло. Поскольку этот шлем предназначен для невысоких скоростей и коротких дистанций, он получил признание среди владельцев чопперов, круизеров и скутеров. Также существует много моделей этих шлемов в женском стиле. Среди недостатков следует отметить незащищенность нижней части лица при падении и частое замерзание горла, что влечет за собой дополнительное использование винд-стоппером и бандан в качестве защиты от сквозняка.
Другие названия «?», Braincap. Прикрыта лишь верхняя часть головы. Сертификат безопасности на такие каски почти никогда не выдается, к тому же и сам производитель в большинстве случаев прямо указывает на неэффективность их применения по назначению. Они мало от чего защищают и в основном используются как элементы имиджа, максимум – для медленных круизов. Желательно к такому шлему прикупить очки (прикрытие от жуков и грязи). От шума, который генерируется на дороге, к сожалению, защиты никакой нет, поэтому лучшим выбором будет, например, интеграл или иная модель.
Или просто кроссовый. Вопреки изначальному назначению, иногда используется с маской для городских поездок в летний период (для таких целей даже разработали специальные модели). Оснащен козырьком (защита от грязи, пыли, солнца) и развитой передней частью. Обладает улучшенной вентиляцией, относительно маленьким весом и, что самое важное, высоким уровнем защиты. Недостатком можно назвать создание эффекта крыла у козырька на высокой скорости и повышенный травматизм в связи с названным выступающим элементом.
Определение размера шлема
Выбирая мотошлем и определившись с моделью или хотя бы его типом, можно переходить к подбору размера. Для этого мягким метром смириться окружность головы немного выше уровня бровей и ушей. Размерная сетка указана на рисунке (стоит отметить, что одни и те же размеры отличаются у разных производителей!). Также перед примеркой следует вынуть из ушей все аксессуары, если таковые имеются. С пирсингом надо быть особенно осторожным. Большинство людей во время первой примерки попросту боятся надеть до конца мотошлем. И зря, потому что если уж вы надели шлем, вы его и снимете, вполне безболезненно (принцип лампочки во рту здесь не срабатывает). Только полная примерка в застегнутом состоянии позволяет точно определить комфортность выбранной модели.
Определение размера шлема
Как надеть шлем
Одевая шлем, нужно опустить его на уровень пояса так, чтобы отверстие для головы находилось вверху. Большими пальцами растягиваем горловину шлема в месте, где должны пройти уха (это для того, чтобы ушам не препятствовали шлейки и горловина), и одеваем аксессуар. Если шлем надевается с трудом, это еще ни о чем не говорит, поскольку основным моментом является удобное расположение его на голове. Акцент сделан именно на втором факторе, поскольку даже незначительный дискомфорт в уже надетом шлеме может привести к невыносимым болям уже после нескольких десятков километров пути.
Мотошлем велик, если:
при резких движениях головы из стороны в сторону он «отстает» (скользит на голове);
его возможно снять одной рукой;
внутренняя часть шлема не касается верхней части головы;
при надевании нет никакого сопротивления.
Мотошлем мал, если:
он очень туго сидит на голове;
вы чувствуете дискомфорт, зуд через 10-15 минут примерки;
вы ощущаете ярко выраженные болезненные ощущения.
Самый надежный способ определить нужный размер – это надеть шлем, застегнуть все шлейки и попробовать двигать его руками в стороны, вверх-вниз. Если мотошлем ходит свободно, он вам не подходит. Если же вместе с движением шлема вы чувствуете, как тянется кожа, – это ваш размер. Еще одна проверка – попытаться стащить застегнутый шлем к груди, взявшись за его затылочную кромку, а затем в обратном направлении. В этом случае показателем правильного выбора будет невозможность снятия шлема даже при значительных усилиях. И не забываем – любая одежда и обувь розношується, и шлем в данном случае не исключение. Так что учитывайте его увеличение на пару размеров примерно до конца первого сезона.
Общий комфорт
Кроме размера, не стоит забывать после примерки проверить состояние вашего кожного покрова: наличие сыпи, зуда, красных пятен говорит о непереносимости вашей кожей материалов, из которых состоит внутренний слой шлема.
Пара советов по эксплуатации
Не рекомендуется класть в шлем перчатки: грязь, микробы остаются на их ткани, последняя может еще и немного намокнуть, в итоге внутренняя часть аксессуара впитает соответствующий запах. А уже надевать такой шлем на голову вы вряд ли захотите. Да и стирать ткань не так просто, если вообще возможно без последствий.
При дальних поездках комфорт могут обеспечить элементарные беруши. Не бойтесь потерять слуховой контроль над дорогой – без свиста ветра слышимость наоборот, улучшается. Подавив шум, вы сохраните слух, общее самочувствие, да и впечатления от поездки в частности.
резюме
Как уже было сказано выше, сверхновые модели от ведущих производителей – очень разрекламированные и, естественно, самые дорогие, поскольку сделаны они из стекловолокна, композитных материалов, углеродволокна и т.д.
Основной задачей можно назвать выбор мотошлема с наименьшим весом и наибольшей прочностью за приемлемую цену, а также максимально соответствующего размеру и форме головы ездока. Руководствуясь этими принципами, реально выбрать соответствующий аксессуар. Материал, из которого сделана определенная модель, особенно важной ??роли не играет. Важнее сертификат безопасности и соответствие стандартам. По этому поводу следует обращаться к продавцу: попросить показать вам наличие сертификата, другой документации.
И пусть даже вы потратите на покупку мотошлема большую сумму, чем предполагали. Это в других случаях скупой платит дважды – здесь он платит последний раз. Помните об этом!