Несмотря на то, что именно тормозная жидкость определяет уровень активной безопасности автомобиля, к ее выбору большинство автолюбителей подходит без особой внимательности. В лучшем случае приобретение осуществляется в соответствии с техническими рекомендациями производителя, а в худшем — с ориентацией на слова продавца, который утверждает, что именно этот состав является оптимальным для вашего транспорта. Однако в мире существует множество разновидностей подобных товаров, и чтобы узнать, как выбрать тормозную жидкость, необходимо ознакомиться с ее параметрами и стандартами.
Правильный выбор тормозной жидкости улучшит уровень активной безопасности автомобиля
Важнейшие характеристики
Как и любые другие расходные материалы для автомобиля, тормозная жидкость имеет определенные параметры, на которые стоит обращать внимание перед приобретением. В частности, обязательно стоит уточнять, какова температура замерзания или частичного застывания в твердом виде другие характеристики тормозной жидкости уже не будут иметь большого значения, так как она не сможет создавать необходимое давление в контуре и выполнять полезную работу. Также лучше просмотреть и, при какой температуре она закипает — в подобном состоянии жидкости появляется множество пузырьков воздуха, которые существенно ухудшают свойства. Кипящая тормозная жидкость проявляет себя в виде резкого ухудшения эффективности замедления, а также чрезмерно «мягкой» педали.
Характеристики тормозной жидкости
Наименование | DOT 3 | DOT 4 | DOT 5.1 | DOT 5 |
Температура кипения неувлажненной жидкости ?С | Не менее 205 | Не меньше 230 | Не менее 260 | Не менее 260 |
Температура кипения жидкости при содержании влаги 3,5%, ?С | Не менее 140 | Не менее 155 | Не меньше 180 | Не меньше 180 |
Кинематическая влажность увлажненной жидкости при рабочей температуре 100?С, мм2/с | Не более 1,5 | Не более 1,5 | Не более 1,5 | Не более 1,5 |
Кинематическая влажность увлажненной жидкости при температуре -40?С, мм2/с | Не менее 1500 | Не менее 1800 | Не менее 900 | Не менее 900 |
Не менее важна и гигроскопичность, то есть способность впитывать влагу — чем больше содержание воды в подобном расходном материале, тем меньше будет температура кипения и выше — точка замерзания. Когда проводится длительный тест тормозных жидкостей, в разные моменты их эксплуатации берутся пробы на массовую долю воды, которая по нормативам не должна превышать 3,5% в момент исчерпания ресурса. Наконец, необходимо быть уверенным, что контур тормозной системы не будет поврежден в результате воздействия агрессивной среды — для этого жидкость чувствуют, длительное время выдерживая в ней резину и металлические изделия. Положительным результатом считается отсутствие признаков коррозии и растрескиванию.
Классификация
Склады
Любой автомеханик скажет вам, что цвет тормозной жидкости определяется ее химическим составом — в большинстве случаев он является естественным, однако для выделения некоторых продуктов используются красители. В частности, именно к этой категории принадлежит бывшая популярной в СССР БСК. Название свидетельствует о том, что в ее состав входит бутиловый спирт и касторовое масло — соответственно, в нем нет ни единого синтетического компонента. Конечно, такая тормозная жидкость очень бережно относится к резинотехнических изделий и металлических соединений, однако у нее есть существенный недостаток — она замерзает уже при -20 градусах и начинает кипеть, нагревшись до 120-140 градусов.
Тормозная жидкость БСК до сегодняшнего времени потеряла свою популярность
БСК уже почти исчезла с рынка, однако, если вам необходимо узнать, какую тормозную жидкость наливать в старые автомобили с барабанными тормозами, вы найдете в инструкции по эксплуатации указание именно на нее. Причиной этого является несовершенство конструкции гидравлического контура, в котором содержится множество деталей, которые разрушаются под действием синтетических веществ. В настоящее время большинство тормозных жидкостей производят на основе полигликолевых соединений — они очень устойчивы к нагреванию и охлаждению, а также нейтральные по отношению к металлу и резине. Единственный их недостаток — значительная гигроскопичность, которая заставляет менять жидкость уже через 1-1,5 года. Наиболее современным вариантом является силиконовая жидкость — она не имеет никаких недостатков, кроме агрессивной химической реакции с резиной — все трубки в автомобиле должны быть изготовлены из специальных материалов, способных выдерживать контакт с синтетическими полимерами.
Категории
К отдельной группе относят органический состав БСК — он не соответствует ни одному современному стандарту, поэтому и не был включен в международную классификацию. Для других составов применяется категоризация по DOT, которая позволяет быстро определить, какими характеристиками обладает тормозная жидкость, которая лучше подходит для определенного транспортного средства. Согласно стандартам DOT проводятся испытания тормозных жидкостей по четырем основным параметрам:
- Точка кипения неувлажненная состава.
- Точка кипения максимально увлажненного состава.
- Вязкость кинематическая при рабочей температуре 100 градусов и максимальном увлажнении.
- Вязкость кинематическая тормозной жидкости при -40 градусов.
Тормозная жидкость должна соответствовать определенным параметрам
В настоящее время на рынке массово представлены товары классов DOT 3-5. Если вам необходимо узнать, какую выбрать тормозную жидкость для автомобиля, стоит понимать, что продукция, соответствующая DOT 3, DOT 4, DOT 4 , DOT 5.1 изготавливается из полигликольных соединений. Тормозная жидкость DOT 5 уже имеет в своем составе синтетический силикон, что обуславливает срок ее службы не менее 5 лет, а также достижение оптимальных физических характеристик. Вместе с тем, не стоит отдавать ей однозначное преимущество — например, стандарт 5.1 обладает аналогичными параметрами, а единственным его недостатком является сокращен до 1,5–2 лет срок службы, типичный для гликолевых составов.
Ни в коем случае не смешивайте тормозную жидкость с другими веществами
Какую тормозную жидкость вы ни использовали, необходимо помнить о том, что смешивать ее с другими веществами недопустимо. В крайнем случае производители допускают возможность долива гликолевых жидкостей различного стандарта в один бачок, однако составлять смесь из них в сочетании с силиконовыми и органическими веществами нельзя. При этом возникают различные химические реакции, следствием которых является полная потеря полезных свойств. Поэтому, покупая расходные материалы за пределами авторизованного сервисного центра, обязательно уточняйте все подробности, связанные с ним, включая состав и принадлежность к определенному классу. Кроме того, стоит взглянуть на цвет материала перед доливкой или заменой — гликолевые составы имеют желтый или коричневый цвет, а силиконовые — насыщенный красный оттенок.
Отправляясь за покупками…
Даже если продавец скажет вам, что перед вами — лучшая тормозная жидкость для конкретного автомобиля, не поленитесь открыть руководство пользователя и узнать, какие именно расходные материалы допустимо использовать при обслуживании транспортного средства. Вполне возможно, что физические свойства будут на высоте, однако через небольшой промежуток времени вы столкнетесь с ускоренным износом гидравлического контура. Кроме того, старайтесь никогда не совершать смешивание тормозных жидкостей, если вы не знаете их состав — это может привести к фатальным последствиям в виде отсутствия нормального замедления автомобиля. Напоследок хотелось бы дать еще один совет, о котором можно часто услышать от опытных автомобилистов — старайтесь не покупать товары на рынках и в небольших автомобильных магазинах. Большая часть подобной продукции является подделкой, не соответствует никаким стандартам качества — делать покупки лучше в авторизованных сервисных центрах и торговых предприятиях.