Спорить с необходимостью защиты автомобиля от угона вряд ли кто будет — слишком многим уже приходилось с этим сталкиваться. Другое дело, что сочетание «мне бы подешевле» (причем двойное — и за сигнализацию и за ее установления) привело к тому, что множество адептов бьют себя в грудь, утверждая, мол, «никакая сигнализация от угона не защитит».
В самой логике этой фразы скрывается серьезная ошибка, которая указывает на непонимание самого принципа противодействия угону авто: ни одно устройство не защитит от угона, ведь основная его задача — усложнить процесс угона настолько, чтобы оно стало для угонщика нецелесообразным.
На что нужно обращать внимание, выбирая сигнализацию для автомобиля?
Метод валидации
Термин «валидация» в отношении охранных устройств означает способ, с помощью которого владелец подтверждает свое право доступа в автомобиль и запуска двигателя, иначе говоря — способ, которым он отключает режим охраны. Кстати, узнать автосигнализации что лучше вы можете на страницах нашего специализированного сайта.
Радиобрелок
Наиболее очевидный способ — это радиобрелок. Исторически самый популярный диапазон работы сигнализаций — 433 МГц, но чем больше ваш город, тем меньше стоит его рекомендовать. Причина проста — этот диапазон уже переполнен множеством маломощных устройств, создающих шумовой поток, который можно сравнить с серьезным джаммером (в просторечии — «глушилки»). Возможно, кто-то уже сталкивался с тем, что его машина упорно отказывалась открываться на стоянке супермаркета — сигнал от брелока просто не мог пробиться через фон. Поэтому жителям мегаполисов, выбирая автосигнализацию с радиобрелком, нужно учитывать этот момент.
Выхода из ситуации на данный момент два. Можно применять более узкие каналы связи — чем меньше ширина канала, тем меньше через него пройдет препятствий, и тем легче отфильтровать сигнал. Так, например, работает StarLine в своей бюджетной серии — в ней по-прежнему используется 433-мегагерцевый диапазон, но вузькоканальний приемник обеспечивает неплохую избирательность.
Второй вариант — это смена частотного диапазона вообще. Это, кстати, усложнит работу угонщика — прочитать кодовые сигналы граббером, рассчитанным на 433 МГц, будет просто невозможно. Такой подход применяют азиатские производители — например, современные сигнализации Tomahawk работают на частоте 868 МГц.
Любое радио-протокол должен быть защищенным. Еще не так давно он был уязвимым местом любой сигнализации — требования к энергоэффективности не давали возможности использовать в системах мощные процессоры, поэтому приходилось усложнять раскодирования сигнала окольными методами.
Однако, современная электроника таки дала достаточно мощные и при этом энергоэффективные решения. Сегодня единственный метод, который надежно обеспечивает защиту от интеллектуального взлома — диалоговый код с шифрованием AES. Принцип диалогового кода основан на том, что в каждом сеансе связи «брелок-сигнализация» каждая команда должна подтверждаться запросом от центрального блока, и только при правильном ответе она будет выполнена.
Шифрование AES является односторонним, то есть определить кодовую посылку можно только методом перебора. Перебор вариантов займет слишком много времени, поскольку при шифровании используются 128-битный ключ, который обеспечивает огромное количество вариантов — число с 38 нулями.
В сигнализациях премиум класса применяются более сложные ключи — например, актуальная линейка сигнализаций Pandora уже частично перешла на AES256, а не за горами появление и AES512.
Однако радиобрелок — это не единственный способ валидации. Сегодня производители вообще отказываются от них, чтобы повысить защищенность системы.
GSM-сигнализации
Ранее управление сигнализацией в таких системах осуществлялось через отправку смс или звонок, что было не очень удобно. Сегодня, с распространением сетей скоростного мобильного интернета, валидация проходит по интернету через сайт производителя или выпущенный им мобильное приложение для смартфона.
Радио метки
Главное преимущество радиометок в том, что они практически не «светятся» в окружающем эфире — с точки зрения угонщика, владелец машины пользуется только штатным радіоключем, но, стоит преступнику открыть автомобиль, как система, не обнаружила метку, включает тревогу и блокирует запуск двигателя.
В качестве метки может использоваться и смартфон — сигнализации с поддержкой Bluetooth предоставляют такую возможность. Но это скорее всего маркетинговый ход, особенно учитывая скорость, с которой современные смартфоны разряжают аккумуляторы.
Зона охраны
Этот термин имеет в виду события, которые однозначно приводят к включению режима тревоги и срабатывания блокировок. Классический набор — это открытие дверей / капота / багажника, разбития стекла (датчик удара), включения зажигания. Но этот набор можно назвать достаточным: например, колеса с машины можно будет спокойно снять.
Лучше всего выбирать автосигнализацию с встроенным или внешним акселерометром — на сегодняшний момент это must have для автосигнализации. Акселерометр, он же датчик наклона / качения, срабатывает при критических скоростях или величинах перемещения автомобиля по какой-либо оси — при попытке піддомкратити или отбуксировать авто сработает тревога. Кстати, эти датчики помогают решить еще одну проблему, с которой часто приходится сталкиваться — многие автовладельцы жалуются на неэффективную работу датчика удара после легких дворовых ДТП. Дело в том, что датчик удара и не должен срабатывать в подобных случаях — его «зоной ответственности» являются резкие удары, что отдают по всему кузову, то есть в первую очередь разбития стекла. Выводя же его чувствительность на такой уровень, чтобы сигнализация срабатывала при притираннях и толчках в бампер, можно стать объектом ненависти всех соседей. Акселерометр же в подобных случаях можно настроить вполне адекватно.
Что касается датчиков объема, то их необходимость актуальна скорее для минивэнов или микроавтобусов, где контроль задней части кузова не будет лишним. В легковой машине, они фактически будут дублировать раскрытия дверей и датчик удара (разбития стекла).