Как оценить бизнес и увеличить его стоимость

Активы и рабочий капитал

Существует три классические подходы к оценке бизнеса или его части: затратный, доходный и сравнительный. У каждого из них — свое применение и особенности, которые рассмотрим ниже.

Стоимость бизнеса, подразделения или отдельного актива определяется на установленную дату и состоит из двух базовых компонентов:

  1. Справедливая стоимость необоротных активов (материальных и нематериальных).
  2. Рабочий капитал.

Материальные активы оценить просто: обычно это физически существующие активы с конечной (ликвидационной) стоимости. Для их оценки чаще всего используют затратный и сравнительный подходы.

Первый нацелен на определение стоимости воспроизводства актива. Другими словами, сколько нужно вложить средств, чтобы построить такой же (или максимально подобный) актив с нуля за вычетом износа. Кстати, оценочная компания производит весь спектр услуг по оценке вашего бизнеса, более подробно на специализированном сайте компании.

Активы, оцененные в случае затратного подхода, обычно дополнительно проверяются на экономический износ.

Сравнительный подход – это сравнение цены объекта оценки с ценой аналогичного актива на рынке. Например, если нужно оценить участок земли под Львовом, используются данные по операциям, что является максимально близки по дате к дате оценки.

В отношении нематериальных активов, то отсутствие физической формы и возможности их быстрой конвертации в денежные средства затрудняют процесс оценки.

Вместе с тем за последние десятилетия именно нематериальные активы заняли значительную долю в структуре стоимости компании.

Например, стоимость нематериальных активов таких гигантов, как Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon и Facebook, достигла отметки в $21 трлн, или 84% общей оценки 2018 года. Влияние нематериальных активов на стоимость пяти крупнейших компаний варьируется от 65% (Google) до 93% (Amazon).

Обычно для оценки нематериальных активов используют доходный подход, в частности, следующие его методы:

  • а) метод освобождения от роялти (Relief from Royalty Method – RRM);
  • б) метод оценки сверхприбыли (Multiperiod Excess Earnings Method – MPEEM);
  • в) метод «с и без» (With and Without Method – WWM);
  • г) метод оценки реальных опционов (Real Option Pricing).

С помощью метода освобождения от роялти оценивается стоимость нематериального актива путем расчета гипотетических роялти, которые не будут оплачены (сэкономленные) вследствие владения активом, а не его лицензирования.

Этот метод используется для оценки торговых марок, доменных имен, лицензированного ПО и тому подобное.

Метод оценки сверхприбыли – это вариация метода дисконтирования денежных потоков с единственным глобальным отличием: он изолирует денежные потоки, которые могут быть ассоциированы с конкретным нематериальным активом, а стоимость определяется как сумма дисконтированных денежных потоков.

Этот метод является самым действенным для оценки предприятия на ранней стадии развития или технологических фирм, а также ПО и взаимоотношений с клиентами.

Метод «с и без» представляет собой разницу между двумя моделями дисконтированных денежных потоков: одна рассчитывает статус-кво бизнеса с активом, другая – без. Этот метод часто используется для оценки договоров о неконкуренции.

Некоторые нематериальные активы имеют характеристики опционов, и к ним можно применять соответствующие методы оценки. Реальные опционы имеют значительную стоимость в том случае, когда актив нацелен на ограничение конкуренции, например, патента или «ноу-хау».

Одной из моделей для оценки опционов является модель Блэка-Шоулза (Black-Scholes Option Pricing Model), которая учитывает ряд параметров и требует больше навыков и опыта для определения корректных результатов.