ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

В работе двигателя внутреннего сгорания важная роль отводится своевременному выводу наружу отработанных газов, которые начинают накапливаться в камере сгорания головки блока цилиндров сразу после воспламенения топливной смеси. Данную задачу призваны выполнять выхлопные системы https://virooka.com.ua/glushiteli/vaz-glushiteli/glushitel-vaz-2104 , или как говорят автолюбители, глушители, которыми оснащаются все современные машины. Надлежащая работа выхлопной системы, направленная на отвод из мотора остатков отработанной топливной смеси, целиком зависит от исправности всех ее составляющих элементов, имеющих некоторые конструктивные отличия в зависимости от типа двигателя.

Принцип работы выхлопной системы

Современная автомобильная выхлопная система состоит из нескольких частей, в отличие от первых устройств, имеющих вид механического клапана, который принудительно открывался водителем автомобиля вручную. Все элементы выхлопной системы, которые соединяются между собой с помощью крепежных болтов через расположенные на их концах фланцы, предназначенные для:

  • отвод из камеры сгорания двигателя выхлопных газов и других не сгоревших остатков топливной смеси;
  • уменьшение выделяемого мотором во время работы шума;
  • уменьшение количества токсичных веществ находятся в выхлопе автомобиля;
  • предотвращения попадания в салон транспортного средства токсичных газов.

Устройство выхлопной системы автомобиля обладает достаточно простым принципом работы, который подразумевает отвод отработанных газов из камеры сгорания, проводя их через трубы к задней части транспортного средства, снижая при этом, за счет герметичности всей конструкции и соединений через фланцы с термостойкими уплотнителями, выделяемое двигателем шум.

Уменьшение количества токсичных веществ в выхлопных газах достигается за счет применения в конструкции выхлопной системы каталитических нейтрализаторов (катализаторов), работоспособность которых контролирует специальный датчик, называемый лямбда-зонд. В современных дизельных автомобилях, для повышения показателя экологичности выхлопа, производители используют сажевый фильтр, которым также оснащается выхлопная система дизеля.

В конструкции дизельного мотора, а также современного бензинового агрегата, довольно часто используется турбонагнетатель, который использует для подачи в камеру сгорания воздушную смесь из кислорода и отработавших газов, что забираются с выпускного коллектора. Количество попадают в турбину выхлопных газов, регулирует датчик, расположенный на корпусе выпускного коллектора.

Устройство конструкции и назначение ее составных частей

Детали, составляющие эту конструкцию, имеют различную функциональную нагрузку и собственные обозначения, отражающих этапность их работы. Сама схема выхлопной системы и наименования ее частей, выглядят следующим образом:

  1. коллектор выпускной;
  2. приемная труба выхлопных газов;
  3. катализатор или по-другому каталитический нейтрализатор;
  4. резонатор или пламегаситель;
  5. глушитель.

Коллектор выпускной, представляет собой навесной тип оборудования силового агрегата, предназначенный для поступления в него отработавших частиц и газов топливной смеси из камер сгорания каждого из цилиндров, и изготавливается в основном из керамики, сплавов чугуна или нержавеющей стали, обладают повышенной термостойкостью.

Приемная труба, именуемая автолюбителями как «штаны», из-за похожего внешнего вида, предназначенная для объединения нескольких потоков выхлопных газов в один, и для дальнейшего их продвижения до каталитического нейтрализатора (катализатора). Труба часто оснащается так называемой гофрой, с помощью которой происходит гашение вибрации, которая передается на всю конструкцию выхлопной системы работающим мотором.

Катализатор, представляет собой керамические соты, поверхность которых покрыта слоем сплава из платины и иридия, что позволяет вступить в химическую реакцию с ними выхлопных газов, в результате чего происходит их разделение на кислород и оксид азота. Выделенный кислород в катализаторе помогает более эффективно сгорать остаткам топливной смеси, в результате чего к глушителю подается азотно-діаксідноуглеродная смесь. Работу каталитического нейтрализатора контролирует специальный датчик лямбда зонд, передавая сигнал на блок управления силового агрегата автомобиля. Аналогичный датчик, устанавливается и на выпускной коллектор, для анализа показателей токсичности поступающих в катализатор отработавших газов.

Резонатор или пламегаситель, предназначенный для снижения высокой температуры отработанных выхлопных газов, что достигается с помощью его пористого внутреннего строения. Последней деталью в конструкции, есть глушитель, задача которого заключается в снижении шума работающего двигателя за счет перфорированной трубы внутри его корпуса.

Все составные части выхлопной системы соединены друг с другом через фланцы посредством крепежных болтов и термостойких уплотнителей, отвечающих за герметичность данной конструкции, без которой невозможна полноценная работа двигателя современного автомобиля.

Возможные неисправности, методы их устранения и варианты тюнинга

Конструкция выхлопной системы является идеальным вариантом для проведения тюнинга легкового автотранспортного средства, благодаря простате монтажа ее составных частей и наличием большого ассортимента различных деталей. Самым частым вариантом тюнинга глушителя является установка так называемого прямоточного выхлопа, когда из системы убирается резонатор.

Наиболее частые неисправности выхлопной системы связаны с потерей герметичности деталей или их соединений, уплотнители в которых могут сильно износиться. Для замены уплотняющих элементов, необходимо приобрести ремонтный комплект выхлопной системы, и открутив крепежные болты, поменять их на новые.

Сделанные из разных сплавов металла детали выхлопной системы, подвергаются значительному нагреву, резкого перепада температур, и работают в условиях повышенных нагрузок, в результате чего подвергаются сильному износу и прогаранію внутренних частей. Определить данные поломки позволит громкий шум работающего мотора и визуальная диагностика выхлопной системы, после проведения которой, поврежденную деталь конструкции необходимо либо заменить на новую, в случае внутренних неисправностей, или отремонтировать ее корпус с помощью электро / газосварки.

В современных автомобилях работа силового агрегата контролируется блоком управления, который получает определенные сигналы от многочисленных датчиков, расположенных на всех его конструктивных узлах. В конструкции выхлопной системы расположен датчик, именуемый лямбда-зондом, замеряли количество токсичных веществ в отработавших газах. Его неисправность или некорректную работу способен обнаружить только диагностический стенд, после чего датчик необходимо заменить.

Эксплуатировать автомобиль с неисправной выхлопной системой нельзя, это может привести как к поломке силового агрегата, на клапанах образуется закоксованность рабочей поверхности, что приводит к потере мощности двигателя, так и до возможного нанесения вреда здоровью водителя и всех пассажиров, из-за попадания в салон токсичных выхлопов.