Многие автовладельцы с недоверием относятся к автомобилям с турбированным двигателем. Исключение, причем достаточно давно, составляют турбодизели. Да и то, в подавляющем большинстве – это пригнанные в нашу страну подержанные европейские иномарки. Автопроизводители всего мира постепенно переходят на турбированные двигатели. Почему? — подробнее на сайте
Чем турбомотор отличается от атмосферного?
Принципиальная разница в этих двух типах двигателей в способе подачи воздуха в цилиндры. Чтобы преодолеть разницу давления и нагнать больше количества воздуха в цилиндр, в двигателях с турбиной на помощь становится принудительный надув. Крыльчатка турбины и нагоняет больше воздуха. Отсюда и пошел термин “давление надува”. Атмосферные же двигатели по своей сути сами в себя засасывают воздух. Это происходит во время опускания поршня до нижней мертвой точки.
Основная задача инженеров при разработке нового двигателя – создание агрегата с максимально полезным КПД (коэффициент полезного действия). Другими словами, производители думают о том, каким способом добиваться необходимой мощности. Количество лошадиных сил напрямую зависит от количества топлива, сжигаемого в двигателе. И чем больше мощность, тем больше воздуха должно поступать в цилиндры. Какими способами этого можно достичь?
Увеличением рабочего объема двигателя, а значит и количества цилиндров. Долгое время так много производителей и делали. Начали появляться двигатели V10, V12, не говоря уже о популярных V6 и V8. Но чем больше двигатель, тем он тяжелее, а допустимому весу есть предел.
Нагнетать воздух в цилиндры принудительно. При этом нет необходимости увеличивать объем или добавлять цилиндры. Здесь-то и возникает потребность в турбонадуві.
Виды турбонадувів
Механический нагнетатель воздуха. Простой способ добавить значительное количество воздуха. В этом случае возле впускного коллектора устанавливается специальный воздушный компрессор, приводимый в движение от работы коленчатого вала. Минус в таком случае только один, но довольно значительный, – вращая насос-компрессор, двигатель теряет часть мощности.
Турбокомпрессор, использующий энергию выхлопных газов. Его корпус представлен в виде «улитки». В таком корпусе вращаются две крыльчатки на одном валу. Первую в движение приводит поток выхлопных газов, направленный из выпускного коллектора. А вторая загоняет воздух во впускной коллектор.
Турбодвигатели. Чем они хороши?
Повышенная мощность без увеличения объема. С помощью конструкции турбодвигателей сжигается большее количество топлива, значит растет мощность. С помощью надува мощность поднимают на 30-50%, реже в два раза. Но таким образом ее можно поднять в разы.
Постоянный крутящий момент. Атмосферные моторы настроены таким образом, что количество топлива, которое попадает в цилиндры, изменяется от оборотов двигателя. Поэтому и эффективность двигателя варьируется. Турбодвигатели и количество топлива, подаваемого в зависимости от условий езды, регулируются электроникой, которая готова всегда подавать столько топлива и воздуха, сколько необходимо для получения необходимой мощности в тот или иной момент.
Уменьшения расхода топлива. Легкие турбомоторы отлично тянет с низких оборотов, да и в целом имеют больший запас тяги, поэтому потребляют меньше бензина или дизельного топлива. Конечно, улучшить этот показатель можно только при спокойной езде.
Стоит ли бояться турбомоторов?
Значительное преобладание турбодвигателей над атмосферными в таких значимых показателях все же не может убедить всех и каждого пересесть на машины с такими силовыми установками. Тем более автопроизводители продолжают оснащать свои автомобили обычными двигателями. Почему двигатели, которые стоят на высшей ступени эволюции не устанавливают повсюду?
Малый ресурс турбины. Этот показатель на современных моторах составляет относительно скромные 150-170 тысяч километров. И это при хорошем, так сказать, раскладе.
Увеличенные нагрузки на двигатель. Чем больше двигатель выдает мощности, тем выше внутреннее давление в нем, это касается перегрузок и перегрева.
Наличие турбоямы. Действительно, у турбодвигателей при наборе оборотов существует некая задержка, пока раскрутится крыльчатка турбины. Производители постепенно борятся с данной проблемой, но все же большинство двигателей имеют замедленный отклик на нажатие педали газа.
Брать или не брать?
Турбированные автомобили с отличными динамическими показателями привлекают многих покупателей. Но во время эксплуатации нагрузки на агрегаты автомобиля достаточно большая. И логично предположить, что не каждый владелец ухаживал за сложным механизмом должным образом. Поэтому и покупка подержанного автомобиля с турбомотором – почти всегда лотерея. Определившись с моделью машины, потрудитесь узнать о тонкие места в конструкции и уточните стоимость ремонта и замены турбины. Что касается нового автомобиля – такое приобретение станет правильным выбором.