Поскольку сегодня оснащены кондиционером большая часть автомобилей, которые используются в нашей стране, каждому автовладельцу такого авто рано или поздно придется столкнуться с обслуживанием агрегата. Кондер во многом способствует более комфортному управлению транспортным средством, особенно в сильную жару. В чем заключается принцип работы кондиционера, из каких компонентов состоит данный агрегат и что нужно знать о неисправностях — читайте в этой статье.
Основные элементы системы кондиционера
Из каких элементов состоит автомобильный кондиционер в машине, какие расходные материалы нужно использовать для обслуживания системы кондиционирования, которая принципиальная схема агрегата? Для начала давайте разберем, как устроен кондер.
В зависимости от модели агрегата и машины, устройство автомобильного кондиционера может отличаться:
- Компрессорное устройство. Тут этот узел используется для сжатия расходного вещества — газа, а также его дальнейшего распространения по магистралям системы.
- Терморегулирующий вентиль или ТРВ. ТРВ кондиционера автомобиля представляет собой устройство, используемое для регулирования перегрева пара. Если данный элемент по каким-то причинам сломается, это может привести к более серьезных неисправностей в работе системы кондиционирования воздуха.
- Конденсатор или радиаторный узел. Представляет собой теплообменник, который используется для преобразования газа в жидкое состояние. Конденсатор позволяет выделять тепло воздушного потока, который остается, в окружающую среду. Когда конденсатор обрабатывает воздуха, его пары выходят через верхнюю часть устройства. Конденсатор передает их по магистралям системы. Если уровень давления жидкости будет слишком низким, то после того, как она попадает в конденсатор, она будет перемещаться в испаритель. Как правило, по своей конструкции эти устройства относятся к многопроточному или ленточного типа.
- Золотник. Используется для направления потока расходного вещества при смещении подвижных компонентов системы. При поломке данного элемента герметичность системы в целом будет нарушена, соответственно, это приведет к менее эффективной работе. Золотник, он же ниппель, следует проверять в первую очередь, если выявляются проблемы в работе кондера.
- Муфта. Еще один важный элемент, который включает в себя электросхема. Монтируется она перед компрессорным устройством. Конструкция этого компонента включает в себя катушку, прижимную пластину, а также вал. Принцип действия катушки заключается в образовании магнитного поля, когда устройство начинает поступать напряжение.
- Набор уплотнительных колец. Комплектующие уплотнители, как можно понять из названия, используются для уплотнения и обеспечения герметичности системы в целом. Как правило, данные комплектующие элементы чаще всего выходят из строя, то есть теряют свою эластичность, после зимних холодов. Вследствие их износа в системе также может произойти утечка. Если это так, то автовладельцу нужно будет купить комплект уплотнительных колец для автокондиционеров и провести их замену.
- Ресивер осушитель. Может находиться в зависимости от конструкции, устройства агрегата. Ресивер используется для обеспечения защиты работы компрессорного устройства, он способствует более полному испарению газа. Ресивер позволяет предотвратить попадание расходного вещества на компрессор, но нужно учитывать, что авто может быть и не оборудовано устройством.
Откуда берется холод?
Теперь предлагаем узнать, как работает кондиционер в машине. Принцип работы автокондиционера в общем схож с принципом функционирования холодильника, несмотря на различные конструкции агрегатов. Схема кондиционирования в машине в целом представляет собой герметичную систему, в состав которой входит множество вышеописанных элементов. Принцип работы кондиционера в автомобиле заключается в преобразовании горячего потока в холодный, чем агрегата помогают расходные материалы — масло и фреон. Масло используется для смазки компрессорного устройства, а также всей системы в целом.
Что касается фреона, то это специальных расходный материал, который был разработан для эксплуатации в автомобильных кондерах. В отличие от других газов, например, пропана, он безопасен для здоровья человека.
Так как работает кондиционер в машине:
- Когда водитель нажимает на кнопку включения, включается муфта с прижимным шкивом. Вал, который был с ним связан, вступает в работе под воздействием приводного ремешка.
- Также происходит активация компрессорного устройства, которое сжимает газ и передает его на радиаторный узел, где происходит охлаждение фреона.
- Более быстрому охлаждению способствует и вентилирующее устройство. Во время движения транспортного средства происходит охлаждение устройства нагнетает воздушным потоком. Из-за охлаждения происходит конденсация вещества, после чего фреон передается на ресивер в жидком состоянии. После этого осуществляется процесс фильтрации фреона, в результате чего жидкость передается в очищенном виде дальше.
- Когда газ очистится, он поступает в салон машины, выполняя функцию охлаждения, но при этом он проходит через расширительный клапан. Адаптер монтируется на патрубке, по которому фреон передается на испарительный узел. Когда объем газа достигнет необходимого уровня в испарительном устройстве, клапан автоматически перекроет.
В зависимости от системы охлаждения воздушного потока могут способствовать и различные регуляторы и другие запчасти.
Характерные неисправности устройства и как с ними бороться?
Теперь кратко расскажем про основные неисправности, которые могут возникнуть в работе системы кондиционирования:
- Утечка жидкости, то есть фреона. Если кондер работает больше не охлаждает, вполне возможно, что причина неработоспособности заключается в утечке фреона. В первую очередь проверяются фитинги для автокондиционеров — есть вероятность, что они износились или на них имеются повреждения, которые способствуют утечке. Также нужно проверить и уплотнители. Как сказано выше, при износе уплотнительные кольца для автокондиционеров теряют свою эластичность, в результате чего герметичность системы может быть нарушена.
- Еще одна причина, по которой кондер может не охлаждать воздух, заключается нетрудоспособности радиатора. Этот элемент больше других подвержен негативному воздействию солей и грязи, а это, в свою очередь, также приводит к разгерметизации кондера.
- Компрессорный узел вышел из строя, такая проблема сопровождается появлением шума при активации системы. Необходимо провести визуальную диагностику корпуса компрессора — если на нем видны следы масляных пятен, причина может заключаться в заклинивание механизма. Как правило, это происходит в результате длительного использования разгерметизированной системы.
- Если засорился испаритель, кондер будет работать неэффективно. Такая неисправность сопровождается появлением неприятного запаха в работе кондера.
- Выход из строя терморегулирующего вентиля. Для выявления причины следует проверить оба контура системы — передний и задний, по ним перемещается расходный материал. Поломки клапана может способствовать засорению грязью.
- В результате засорения конденсаторного устройства, выхода из строя вентилятора или при поломке датчика его активации кондер также будет работать неэффективно. Такие неисправности, как правило, обусловлены высоким давлением в системе